Играй!

-Сегодня навыки самопрезентации необходимы, кажется, всем. Или нет?

-Все нормальные люди должны пройти хотя бы краткий курс сценической импровизации и стать увереннее в себе!

-Неправда! Лучше просто еще немного полежать на диване, ведь сориентироваться в школах трудно. Особенно в январе (уползает под кровать)…

-Спокойно! «Тактики и практики» разобрались за вас. Мы поговорили с профессионалами и теми, кто освоил мастерство актера «для себя».

Наш вердикт – актерству быть!

image2

Роман Владимирович Полянский, актер театра, режиссер и педагог: Актерское мастерство помогает обычному человеку освободиться от предрассудков и зажимов, которыми наполнена наша жизнь. Оно помогает стать личностью, не быть похожим на других людей. Актерство помогает работать с воображением, быть внимательным к людям и к себе, быть наблюдательным, во всем искать творческий подход. С этими навыками человек становиться лидером в компании, с ним всегда весело и интересно общаться. Очень много проблем у людей от головы (смеется), от мыслей… А актерское мастерство помогает настроить мозг на позитив и умение быстро переключить внимание на другой объект.

Тактики и практики: Начиная с какого возраста можно ходить на курсы?
Р.П.: С любого. Актеры – большие дети. Все занятия проходят через игру, позитив, кайф. Все получают удовольствие от общения и от процесса. Отличие систем для детей и взрослых лишь в том, что со взрослых чуть больше и жестче требуют (в хорошем смысле).

ТиП: А индивидуальные занятия нужны непрофессионалам?
Р.П.: С одной стороны, индивидуальные занятия нужны тем, кто стесняется других людей, боится показаться некрасивым, странным, или для углубленного изучения элементов программы. Но лучше всего заниматься в группе. Актер – профессия публичная (улыбается). И потом, наблюдая за другими, ты учишься, анализируешь происходящее на площадке и думаешь, как бы это сделал ты.
Актерские навыки еще и помогают восстановиться, например, после травмы. На занятиях по мастерству люди учатся переключать свое внимание с одного объекта или состояния на другое. Учатся искать позитивные моменты во всем, учатся пользоваться тем, что им уже дано и пробуют развить свой потенциал и расширить границы. И все это, конечно, помогает выздороветь, если вдруг что-то не так с самочувствием.

ТиП: С этим ясно. А зачем же тогда актерские курсы нужны непрофессионалам?

Панаехали_5

Алена Макеева, PR-специалист, журналист, писатель: Мне актерские навыки помогли, во-первых, стать уверенней в себе, спокойно общаться с людьми, выступать на публике, находить общий язык с теми, кто намного старше и профессиональнее меня, особенно, когда я веду деловые переговоры. Во-вторых, как это ни странно, я благодаря актерскому мастерству научилась мыслить структурно и применять навыки анализа в жизни и профессии. Ну и, конечно, банальный навык позирования, который сейчас пригождается в блогинге (улыбается).

DSC04096 ___ копия

Дарья Савадерова, тренер по ораторскому искусству; участница театра-студии Климовых: Комплексная прокачка навыков актера – это сродни полноценному развитию личности. Я начала заниматься актерским мастерством, потому что очень любила петь, и мне не хотелось быть «деревянной на сцене». Для меня это было одним из творческих хобби, но этот навык оказал влияние и на другие сферы жизни. «Побочным эффектом» стало то, что я решила написать курс «Публичное выступление по рецепту актеров», поскольку уверена, что каждому оратору навыки актерского мастерства окажут большую пользу. Например, на занятиях сценическим движением я чувствовала такие мышцы, о существовании которых даже не догадывалась раньше, и даже впервые сделала стойку на голове уже во взрослом возрасте. Кроме того, я видела, как преображались люди через несколько месяцев занятий: они переставали быть зажатыми, у них загорались глаза. И знаю по себе, как нравится моему молодому человеку видеть меня в игривом настроении (улыбается). И конечно, сами занятия всегда проходят очень весело!
А еще для меня актерское мастерство – это философия. Работая с такими понятиями, как «внутренний вектор устремлений», «партитура», «посыл», «контакт», я учусь быть более целеустремленной, организованной; учусь слышать и чувствовать своего партнера, делать шаг и преодолевать себя, выходя на сцену.

IMG_0599

Ани Абрамян, пресс-секретарь ГУП «Мосводосток»: Навыки актера точно необходимы всем, чья работа связана с медиа и коммуникациями, ведь оратор, который боится публики – это нонсенс! Кроме того, нужно уметь быть «в образе», то есть в определенных ситуациях ярче проявлять одни свои качества и меньше – другие. Это не так просто, как кажется на словах. Этому нужно учиться. Еще необходимо работать одинаково хорошо для большого зала и для одного человека, или на камеру, когда обратной связи, контакта глаз, нет совсем, а говорить нужно так же хорошо, как это делается на публику.

К тому же, я знаю по себе, умение правильно подать себя, хорошо говорить, импровизировать в неожиданных ситуациях могут пригодиться и в обычной жизни: в общении с друзьями, в играх с детьми, да и просто при встрече с навязчивым консультантом в магазине (улыбается).

0N3A2771_ed_noise_small
Автор фото: Наталья Драчинская

Наталья Перец, основатель и руководитель школы актерского мастерства «Театр без Границ»: В нашу школу, в основном, как раз и приходят люди, которые не ставят перед собой задачу стать профессиональными актерами или актрисами, а скорее хотят развить свои способности для жизни и работы. Я думаю, что актерские упражнения полезны практически каждому! Но для этого нужны внутренняя готовность и желание работать над собой. И если есть и стремление меняться изнутри, и решимость тратить на это время, то тогда раскрываются замечательные возможности, чтобы научиться работать с направленным вниманием, где бы оно ни было (это как раз то, о чем говорил Роман, примечание редакции).

Довольно у многих людей возникают сложности в ситуациях, когда нужно быть раскрепощенным, «держать» аудиторию… Я уверена, что занятия актерским мастерством в группе помогают побороть страх публичных выступлений, снять телесные и голосовые зажимы. Именно за этим и приходит большинство наших студентов, и мы с удовольствием наблюдаем за их ростом и изменениями в жизни и карьере. Но важно понимать, что для внутренней трансформации нужно время!

ТиП: Наталья, а кто ваша целевая аудитория? Для кого вы работаете?
Н.П.: У нас для каждой возрастной категории свой подход. Мы проводим курсы для детей от восьми лет. Для них специально подбираются упражнения, которые развивают внимание, воображение, память, фантазию, работу в команде и с партнером, способность к импровизации и многое другое. Отдельный блок – работа с речью, голосом и телом.
А основная наша аудитория – люди от 18 лет. Разделения программы по возрасту у нас нет, так как занятия одинаково хорошо подходят и восемнадцатилетним, и тем, кому за 40 и 50.

Наши педагоги работают по специально разработанным программам, которые помогают не только развить актерские навыки для жизни и работы, но и помогают решить конкретные задачи студентов. Так, например, для корпоративных тренингов преподаватели подбирают те упражнения, которые максимально помогут в достижении цели: успешно презентовать доклад, зажигательно провести корпоратив или уверенно и естественно выглядеть на видео. В дальнейшем некоторые студенты понимают, что эти навыки важны не только для единовременных мероприятий, и продолжают обучение. А индивидуальные занятия нужны тем, у кого есть необходимость работать над голосом, телом и/или актерской подачей. Это могут быть люди, которые хотят поставить речевой (а не вокальный) голос, избавиться от телесных зажимов или же работать над актерской заразительностью – это особенно полезно певцам, музыкантам, артистам оригинальных жанров (например, фокусникам).

ТиП: Могут ли актерские навыки помочь восстановиться после травм или заболеваний?
Н.П.: В данном случае мне сложно сказать… Но точно знаю, что если травма или заболевание не связаны с нарушениями работы мозга и психическими отклонениями, то занятия в группе помогут создать хорошее настроение, что точно влияет на ускорение процесса выздоровления. Но самое главное – занятия помогут раскрепоститься и побороть страхи. Мне кажется, это нужно всем: и обычным людям, и тем, кто столкнулся травматической (во всех смыслах) ситуацией. Можно попробовать пережить свои чувства, связанные с травмой, в актерском этюде, и таким образом рассказать другим людям о том, что происходит в душе, когда это случается, «выговориться». Разумеется, многое зависит от конкретного человека, и в таких случаях мы всегда встречаемся с потенциальными студентами, чтобы порекомендовать дальнейшие действия.

Мы, конечно же, не могли не спросить у наших экспертов о том, как сделать первый шаг – выбрать школу или педагога – и как начать путь к мечте: стать свободнее, креативнее, раскрыться? Итак…

Роман Владимирович Полянский: У каждого свои предпочтения, но я бы обратил внимание на педагогический состав школы, на количество занятий в месяц. Кроме того, если есть возможность посетить открытый урок или мастер-класс педагога выбранной школы – смело идите! И если вы получили вдохновение, позитив и счастье после занятия, то в эту школу и к этому педагогу нужно идти. Не сомневайтесь!

Алена Макеева: Не бояться, это абсолютно точно! Сейчас на курсах много обычных людей, которые приходят за техникой речи, пластикой, умением убедительно говорить и не бояться публики. Там много таких же как вы и все они пришли чему-то научиться. В принципе, не стоит и сильно зацикливаться на выборе школы, поищите то, что импонирует лично вам.
Кроме того, актерское мастерство может быть классным хобби, которое отвлекает от повседневных дел и стресса. А уж навык лицедейства точно поможет стать душой компании. И да, это очень полезный навык для интровертов (смеется). К тому же, многие техники публичных выступлений, ораторского искусства и навыков презентации взяты как раз из актерского мастерства, системы Станиславского и Чехова, так что актерские курсы – это как раз основа и база.

Ани Абрамян: Думаю, что сначала стоит поговорить с друзьями и знакомыми, которые уже проходили подобные курсы. Нужно спросить не только о впечатлениях, но и о том, как именно человек использует полученные знания и насколько эти знания в сухом остатке отвечают его задачам. Затем, конечно же, спросить гугл, отзывы изучить. И я бы посоветовала выбирать из тех школ, где есть возможность прийти на открытый урок. Помните: если вас хоть что-то не устраивает или смущает, не стесняйтесь спросить у педагогов о том, можно ли это изменить. Если ответ отрицательный – просто найдите себе другую школу, вы никому ничего не должны. А если устраивает все – поздравляю! Вы на пути к мечте!

Дарья Савадерова: Выбор школы, это тот случай, когда нужно остановить внутренний монолог и просто сделать. Так же важно уметь слушать и учиться, что часто не дают нам делать наше эго и внутренние барьеры. И конечно, найти хорошего педагога и довериться ему полностью. Когда я впервые пришла на занятие в театральной студии, несмотря на мои сомнения и отговорки, мне «с порога» дали роль в спектакле, хотя я никогда в жизни не занималась ничем подобным. Наш педагог и режиссер Игорь Климов сказал мне: «Просто доверься и делай что говорят. Все остальное наша работа». Буквально через несколько месяцев состоялась премьера нашего первого спектакля, который мы с успехом показываем уже год. За полтора года с нашей группой запущено два спектакля, в которых все артисты являются студийцами и непрофессиональными артистами.

Наталья Перец: Да, многих пугает необходимость выбора, ведь знаний о том, что же такое актерское мастерство, не дают в обычных школах и нетеатральных институтах. Я, например, уже после окончания МГУ узнала, что в университете был и есть театр.  Мне кажется, что универсальных советов по выбору нет, но есть вещи, на которые определенно стоит обратить внимание.

Первое – это преподавательский состав. В нашей школе мы тщательно занимаемся подбором педагогов, смотрим не только на профессиональное образование, но и на опыт работы именно со взрослой аудиторией. Каждый педагог ведет занятия по своей системе и это обычно совмещение ведущих русских театральных школ (Станиславский, Чехов, Гротовский, Мейерхольд и другие), а также американских, когда речь идет о курсах по актерскому мастерству на английском языке.

Еще у нас есть курсы-тренинги, в рамках которых можно осваивать развивающими упражнениями, работать над собой и получать новый опыт.
И второе, но не на втором месте – атмосфера в школе, отношение к студентам и внутри нашего коллектива. Мы стараемся создать максимально открытое и душевное пространство, в котором каждый смог бы раскрыть себя и свои таланты. К тому же, помимо платных курсов, у нас есть внутренние бесплатные мероприятия и встречи…

И конечно, не стоит забывать о цене. Для многих она не самый последний фактор, влияющий на выбор школы. Мы решили, что стоимость курсов должна быть разной, чтобы каждый смог подобрать себе такой вариант, стоимость которого его устроит.

Материал подготовлен редакцией проекта «Тактики и практики»

Фотографии из архива героев

Читать еще

Оставайтесь с нами
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте первым о наших мероприятиях, новостях, встречах!

Обещаем без спама!

Поделиться

Расскажи свои друзьям!

Shares