Все персонажи вымышлены, все совпадения случайны, оговорюсь на всякий случай, хотя история эта моя, и все чувства и переживания вовсе не придуманы. А вот окружающим могла я приписать мысли и мотивы, которых они в реальности не имели.
Свое дело я открыла в начале 2000-х годов, имея за плечами институтский диплом, пару лет работы учителем в школе и трехлетний декретный отпуск. Училась всему на ходу, росла вместе с бизнесом.
По первости привозили солнцезащитные очки, начинали со скромных отделов в аптеке, а через 13 лет имели пять красивых самостоятельных магазинов оптики.
Череду кризисов и скачков валютного курса после 2010 года не выдержали. Работа ради работы без прибыли и надежд нас с партнером не устраивала, и в 2014 году мы свернули всю сеть.
Историю прислала моя подписчица Алина.
Это не позорно
Позади большой жизненный этап. 15 лет собственного бизнеса, огромный организационный опыт, 42 года, и надо начинать… ну, не совсем сначала, но почти. Надо идти и работать «на дядю», потому что понимаю: начать свое дело заново пороху не хватит.
Чувствую себя безнадежным лузером; утешает только то, что я не одна такая, а кругом фирмы тоже сыплются, как домино. В то время мне казалось, что сдалась я рано и можно было побороться.
С высоты пройденных лет понимаю, что унесла ноги вовремя.
Вторая сторона медали: позорно ли идти теперь работать по найму? Казалось бы, только что ты был себе начальник, а теперь тобой будут командовать.
Однако независимость бизнесмена — большая иллюзия. Ты зависишь от государственных надзорных органов, от арендодателя, от поставщиков, от покупателей, которым услуги оказываешь.
В офисе же начальник у тебя один. Его требования и некоторые особенности личности через пару месяцев становятся понятны и предсказуемы. Пытаюсь убедить себя, что в работе по найму ничего зазорного нет.
В самом деле, нас еще с детства учили: «Все работы хороши, все профессии нужны». Ты не воровать собираешься, а работать. Деньги зарабатывать на свои же удовольствия.
После трех месяцев аутотренинга удается прийти в себя и начать поиск работы. Устраиваюсь по объявлению в оптовую компанию менеджером по продажам. Через полгода моя зарплата почти сравнивается с моими «бизнесменскими» доходами.
Самооценка повышается.
Это легче
Подчиняться проще, чем командовать. Исполнять чужие распоряжения намного легче, чем самому организовывать людей и процессы. Все упирается в психологию, приходится кардинально сменить модель поведения, на это требуется время и силы.
Первое время слежу за собой, чтобы командные нотки в голосе не звякали. Сказывается привычка без конца совершенствовать бизнес-процессы.
Начинаю ходить к коммерческому директору с предложениями: «А давайте вот так сделаем, а здесь можно удешевить доставку».
С коллегами хорошие отношения сложились, поэтому подсказали пыл умерить. А я-то удивлялась, чего это коммерческий директор на меня косо смотрит. Вероятно, решила, что я на ее место претендую.
Пытаюсь внушить себе: «Это теперь не твое дело, пусть хозяин думает, как ему управляться». Все становится легче и проще, когда удается голову перенастроить.
Отвечаешь только за себя, план по продажам выполняешь, на работу вовремя приходишь, дважды в месяц зарплату получаешь.
А то, что директор под кредиты на развитие квартиру свою закладывает, меня не касается.
Чему можно в офисе научиться
На любой работе, как и в жизни, главное — умение выстраивать взаимоотношения с людьми. Дружеские отношения в паре «начальник – подчиненный» — это из области фантастики.
Не могу припомнить такие примеры ни в жизни, ни в литературе. Но как ни крути, треть жизни человек проводит на работе, и лишать себя приятельских отношений в этой сфере обидно.
Можно научиться разговаривать с людьми разного возраста, разного социального статуса. В каждом есть что-то интересное, своя, порой, уникальная судьба. У некоторых такая санта-барбара в жизни, что ни один сценарист у Малахова не придумает.
Есть возможность посмотреть на себя со стороны. За что тебя раньше уважали и любили? За твои личные качества или по должности? Хорошо, если вас не ждут неприятные открытия.
Что есть в бизнесе, что никакая работа не заменит
Вот уже семь лет прошло, как я в офисе работаю. Летом, в разгар пандемии фирма, в которой я работала, закрылась. Большая устойчивая разносторонняя компания, занимающаяся организацией международных круизов. Думала, доработаю в ней до пенсии.
Иногда шевелится в голове мысль, а не начать ли опять свое дело? Не так уж ведь все и плохо было. Вон какой банкет при открытии новой точки — красота!..
Зуд предпринимательский — наверное, это в крови. Неудивительно мне теперь, что даже в советский период были такие предприниматели-цеховики. Не одной погоней за деньгами это явление объяснялось.
Только ради денег не станет человек свободой и жизнью рисковать. Для многих это было призванием и возможностью реализовать свою смекалку и практическую хватку.
Умом понимаю, что времена не лучшие, что возраст уже не тот, что полно интересов других, а ими придется пожертвовать. А вот тянет иногда, не отпускает…
Что бы вы выбрали на моем месте?