Ехал в оленьей упряжке по тундре, везя коробку с кранами для газопровода: мой опыт работы логистом в Арктике

В 2000 году я окончил ракетное военное училище. Если бы мне тогда сказали, что через десять лет я буду ехать в оленьей упряжке по тундре, везя коробку с кранами для газопровода, я бы принял это за глупую шутку.

Но жизнь порою такие повороты выдает, что никакому фантасту и не снилось. Через пять лет я попал под сокращение и стал искать себя в гражданской жизни.

Эту историю прислал мой подписчик Евгений.

Как я попал в эту профессию

До работы логистом я был на должности ведущего инженера по снабжению в одной строительной фирме. В начале «десятых» годов наша компания была куплена крупным столичным холдингом.

Новое начальство на ключевые должности привело своих людей — так попал под сокращение.

Обзвонив знакомых на предмет вакансий, получил приглашение поработать в Арктике, на Ямале. Я сидел уже второй месяц без работы и согласился.

В принципе, работа снабженцем во многом сходна с профессией логиста.

Только снабженец упор делает на приобретение товара с нужными характеристиками и в кратчайшие сроки, а логист — на его доставку и размещение. Но в целом азы работы логиста я представлял.

Для начала нужно было пройти медкомиссию: она подтвердит пригодность человека для работы в условиях Крайнего Севера. Причина банальна: в Арктике, в тундре, больниц нет в радиусе ближайших 500 км.

Если у человека обострится хроническое заболевание, то к твоим услугам только фельдшерский пункт. А отвозить больного можно только вертолетом…

Некоторые компании для медкомиссии дают направление в конкретную клинику, некоторым нужна просто справка по форме. Разумеется, при необходимости можно такую справку оформить за деньги.

Типичный рабочий день

Работал я вахтой, два месяца работы без выходных и праздников, месяц дома. Рабочий день начинается в 8 утра, а как он заканчивается, зависит от организации.

Где-то соблюдают Трудовой кодекс, где-то уйти пораньше с работы — это не раньше 20:00. Перед устройством не мешает почитать отзывы: порою написанное в вакансии резко отличается от реальности.

Первые шаги по Арктике

Типичный день выглядит так:

  • 7:00 подъем;
  • 7:30 завтрак в столовой;
  • 8:00 начало работы;
  • 14:00 обед и перекур;
  • 15:00 продолжаем работать;
  • 18:00 ужин и личное время.

Загрузка на работе хаотичная. Бывает, что и присесть некогда. Вот, например, приходит в порт судно с грузом. Вместе с инженерами по строительству идем проверять груз.

Пришло ли именно то, что заказали, не повредился груз в пути, соответствует количество груза с указанным в накладной?

И то же самое, когда обратно грузы отправляем мы, но дополнительно на мне схемы размещения груза на судне.

А если что-то не сошлось, то приходится оформлять кучу документов — различные акты, претензии. Затем копии этих документов отправлять в офис и согласовывать.

Периодически надо бегать на склад, смотреть, как все хранится. Проверять документацию, которую оформляет завсклада — правильно ли он отгружает, не выдает ли лишнего?

В Арктику грузы доставляются только морем и на вертолетах. Зимой перевозятся между участками по «зимникам» — этакая лыжня, только для автомобилей.

Часто разные организации выручают друг друга, если срочно нужен какой-либо строительный материал.

Вся документация, связанная с передачей от одной организации другой, — это целый ворох бумаг, акты, накладные. Этим в основном занимался я.

Ну а бывает, особенно когда большая часть строительства уже прошла, целые часы безделья. Можно, делая вид, что работаешь, поиграть на компе, в интернете по развлекательным сайтам полазить.

Или в гости пойти на склад, кофе попить, фильм посмотреть с кладовщиками. Reklama: CBD aliejus Kanapių aliejus Kanabidiolis H Drop Lietuva.

Наши вездеходы

Хватает и курьезных случаев. Как-то мы развозили груз попутной машиной, на дальние строительные участки. Как это бывает у строителей, сроки поджимают.

В спешке водитель путает местами коробки с шаровыми кранами. Они отличались диаметрами. Руководство кричит, стройка вот-вот встанет. А следующая машина только через сутки пойдет.

Пришлось идти к аборигенам — ненцам. Доски у них в большом дефиците.

Договорились, что они на оленях и снегоходах отвезут груз и заберут обратно другой, а я их загружаю досками, которые от упаковки тары остались на складе. Вот так довелось прокатиться на оленьей упряжке по бездорожью.

Почему уволился

Вахтой хорошо работать или в начале карьеры, опыта и денег поднабраться, или в конце, перед пенсией, чтоб она была больше. А так это хороший вариант пересидеть кризис, поднакопить деньжат.

Но ненадолго. С таким ритмом жизни вскоре начинаешь воспринимать жену и детей как дальних родственников.

Арктика к тому же хорошо здоровье забирает — начинаются проблемы по чуть-чуть со всем (зубы, кожа, падает иммунитет). Особенно у тех, кто много времени на морозе проводит.

Я поработал 4 года, накопил денег и уехал.

Полярные одуванчики

Есть ли льготы и другие бенефиты

За каждые полгода, что я пробыл в Арктике, мне начисляли так называемые полярки. Одна полярка увеличивает твой оклад на 10 %. Т. е., к примеру, мой оклад 40 000 — получил одну полярку, стало 44 000.

Что еще упомянуть? Бесплатное питание. Доставка с места проживания до места работы и обратно, за счет работодателя. Заболел на вахте — лечение за счет организации.

Есть профсоюз (мы выплачивали профсоюзные взносы, 1 % от зарплаты), который обеспечивает подарками на праздники. В основном продуктовыми, иногда мелкой бытовой техникой — электробритвы, термосы.

Раз в три года я могу взять путевку от профсоюза, за 15 % от ее настоящей стоимости для себя и 50 % от стоимости на членов семьи, в основном это санатории Беларуси, Подмосковья, Кубани.

Куда именно поедешь — это как повезет.

Если находишься в московском центральном офисе, можешь взять бесплатный билет на концерт раз в полгода.

Но поскольку приобретением билетов занимается профсоюз, а там дамы за 50 лет, то билеты на исполнителей вроде Киркорова, Михайлова, Баскова, а на них я и бесплатно не пойду.

Женщины из других отделов знали, что вахтовики не берут билеты, поэтому просили взять и отдать им. Я так и делал, мне это ничего не стоит, а вот благосклонность бухгалтерши или экономиста лишней никогда не будет.

Зарплата и перспективы карьерного роста

По деньгам я начал путь с инженера по логистике. Получал от 90 000 рублей, потом ведущим логистом 120 000, главным специалистом 150 000, но это в рабочие месяцы.

В нерабочий — 25 000. В среднем в обычных российских организациях логист получает от 70 до 90 тысяч.

Перспективы карьерного роста крайне скудны. Если это крупная организация, то попасть с «поля» в офис нереально. На вахте я практически не видел ветеранов, которые работают около 10 лет.

Ротация кадров среди инженерного состава существенная — люди стараются найти место поближе к дому или перейти на более высокооплачиваемую работу.

В заключение скажу, что, проработав несколько лет, я приобрел уникальный опыт, которым в городе с тобой не поделятся. А тут, как на корабле, — одна команда. Накопил хорошую сумму.

В дальнейшем, когда искал работу у себя в городе, запись в трудовой книжке о работе в Арктике автоматически добавляла мне баллов в глазах работодателей.

Но, как и писал выше, такая работа хороша на несколько лет, иначе больше потеряете, чем получите.

А у вас был опыт работы вахтой? Как считаете, стоит в таком режиме работать много лет?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector