Люблю эту профессию! Ненавижу эту профессию! Люблю эту профессию! Хотя какая же это профессия? Это образ жизни. И если вы планируете стать учителем, то должны это ясно осознавать.
Этой историей поделилась моя подписчица Анна У.
Как я попала в эту профессию
Трудно сказать, насколько осознанно я выбрала педагогическое образование. Почему-то мне даже в голову не приходило, что можно пойти учиться в другом направлении.
Хотя нет. Помню, подруга мне предлагала поехать учиться в Москву, поступать во ВГИК. Но в актеры я точно не хотела.
В далеком 1986 году я окончила физический факультет Харьковского государственного университета им. Горького (сейчас им. Каразина) и поехала работать в небольшой районный город.
Именно там, в средней школе, которая впоследствии стала гимназией, началась моя трудовая деятельность. Это была новая школа: и коллектив учителей, и коллектив учеников только начал формироваться.
Нелегко мне пришлось на первых порах. Университетское образование дает прочные знания по предмету, но очень ограниченные — по педагогике и методике преподавания предмета.
И совсем чуть-чуть практических навыков работы в школе, проведения уроков. Поэтому первые пару лет подготовка к урокам занимала практически все мое время.
Почти каждый мой день в начале трудовой карьеры проходил в таком режиме:
- ранний подъем;
- 4–6 уроков;
- консультации для лучшего усвоения материала;
- внеклассная работа;
- классный час;
- подготовка эксперимента к следующим урокам;
- дома снова подготовка к урокам;
- подготовка поурочных планов;
- поздний (очень поздний) отбой.
Перед началом учебного года составляется календарное планирование учебной программы для каждого класса, план воспитательной работы классного руководителя.
Почти сразу начинаются дополнительные занятия по подготовке для участия в предметных олимпиадах.
Начало работы у меня было трудным. Но когда дети забегали после уроков пообщаться или приходили в гости, то все трудности отступали на второй план.
Чтобы стать учителем, можно окончить педагогический институт. Эти вузы дают не только хорошие знания по предмету, но также уделяют много внимания методике преподавания и педагогике, а эти навыки облегчают жизнь молодых специалистов в школе.
Почему я уволилась
Как я люблю эту профессию! Как я ненавижу эту профессию! Как я скучаю по своей работе! Как я люблю свою работу! Это сложная энергозатратная работа. Ненормированный рабочий день.
Эта работа не заканчивается, когда ты уходишь после уроков из школы. В любое время тебе могут позвонить с каким-то вопросом ученики или их родители. Даже после уроков, даже дома ты остаешься учителем.
Я проработала в нашей гимназии, куда попала по распределению, почти 30 лет. Потом перешла работать в городской отдел образования.
Об этой вакансии много говорить не буду, скажу только, что на этой должности есть возможность взять несколько учебных часов в школе. Однако это дополнительная нагрузка, и я решила заниматься только основной деятельностью.
Вот почему я больше не работаю в своей родной гимназии, хотя очень скучаю по урокам. Мне не хватает постоянного общения с детьми, с моими учениками.
Скорее всего, в следующем учебном году я возьму несколько часов физики в школе и снова буду говорить всем, что я учитель.
Льготы и другие бенефиты
Особенность профессии учителя — это необходимость проходить аттестацию не реже, чем один раз в пять лет. По результатам аттестации может быть повышена квалификационная категория, а значит, и заработная плата. Продуманный интерфейс игровых автоматов на вмз дает возможность пользователям легко выбирать необходимые опции и управлять ставками. Для вывода выигрышных сумм гости смогут использовать разные платежные инструменты, в том числе перечислять денежные средства на Вебмани. Онлайн переводы с депозитов солидных игорных азартных площадок идут очень быстро.
От одной проверки до другой учитель занимается самообразованием, проходит курсы повышения квалификации, участвует в разных семинарах, профессиональных конкурсах.
Наверное, это один из плюсов нашей профессии: учитель и сам все время учится.
Второй несомненный плюс этой работы — отпуск у педагогов всегда бывает только летом. Длительность тарифного отпуска тоже радует. Это приятные 56 календарных дней.
При необходимости отпуск можно брать частями в течение года, однако желательно не в учебное, а в каникулярное время.
Третий плюс — это пенсия. Учителя могут раньше выйти на заслуженный отдых. Но покажите мне хоть одного такого! Кстати, далекие от школы люди считают, что в каникулярное время учитель ничего не делает и даже на работу может не приходить.
Должна вас разочаровать: на каникулах загруженность педагогов если не больше, то уж никак не меньше, чем в учебное время. Вот чем так заняты учителя:
составление календарного планирования на следующий период;
- творческие исследования;
- педсоветы;
- семинары;
- подготовка учеников к предметным олимпиадам, конкурсам;
- работа в Малой академии наук.
Заработная плата и перспективы карьерного роста
Работа учителя на просторах СНГ всегда оплачивалась более чем скромно. Единственным плюсом тут можно считать факт, что оплата труда работников образования финансируется из бюджета государства.
Почти всегда получка выплачивается своевременно. Это позволяет даже в наших реалиях планировать свои расходы.
Работая учителем, я не смогла заработать на квартиру или купить машину. Увы. Первый год трудового пути в далеком 1986/87 учебном году я получала по 120–130 руб./месяц.
Много это или мало? Учитывая, что хлеб стоил 16 копеек, а пакет молока — 20 копеек, то это была неплохая зарплата. В 1997 году (до деноминации) я получала 1 434 500 руб. в месяц, а в 1999 (после деноминации) — 1700 руб./месяц.
В это время у меня была высшая квалификационная категория. Заработная плата учителя зависит от:
- педагогической нагрузки;
- стажа работы;
- квалификационной категории;
- педагогического звания.
Кроме этого, существуют доплаты за:
- проверку тетрадей;
- заведование кабинетом;
- количество учеников;
- классное руководство;
- результативное участие в профессиональных конкурсах;
- результативную подготовку учеников к предметным олимпиадам.
Правда, из-за экономического кризиса в последнее время многие доплаты отменены.
Ну и, конечно, на величину зарплаты влияет занимаемая должность. В 1997 году мне предложили стать заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
У меня не было особого желания: я любила свою работу и не хотела дополнительных хлопот. Но наш директор так умел поставить вопрос, что отказаться было сложно.
Зарплата на новом месте стала больше, но и объем обязанностей существенно возрос. Нагрузка на этой должности может составлять 1,5 ставки: 1 ставка завуча и 0,5 ставки (9 часов) учителя. В 2014 году я получала в среднем 32 500 руб. в месяц.
Следующим этапом карьерного роста может стать должность директора школы. Или, как получилось у меня, можно перейти работать в городской отдел образования.
Возможность преподавать сохраняется, конечно, но в основном это обязанности чиновника. Тут есть своя карьерная лестница, ее вершина — вакансия начальника отдела образования.
Вот такая она, любимая профессия. Со своими плюсами и своими минусами. С ежегодным летним отпуском и скромной зарплатой, которая полностью меняет человека.
А что вы, уважаемый читатель, думаете об этой профессии? Как, по-вашему, соответствует ли оплата работы учителя той ответственности, той миссии, что лежит на нем?