Взял деньги у отца чтобы организовать концерт и прогорел на 100 000 рублей: что пошло не так и почему я все равно готов на вторую попытку

Уважаемый читатель, хочу тебе поведать историю о лучшем рабочем проекте в моей жизни, на котором я потерял около 100 000 рублей.

Надеюсь, моя история поможет тебе не совершить тех ошибок, что совершил я, а в нашей стране появится новый классный организатор.

Эту историю прислал мой подписчик Анатолий А.

Как пришла идея

Летом 2019 года я был на ненавистной работе менеджера по продажам. Пройдя через горнило холодных звонков, встреч, заключенных (в меньшей степени) и незаключенных (в большей степени) контрактов, я начал думать о своем месте в этой жизни.

А тут в Instagram вышел анонс концертного тура одной из моих любимых групп, и в нем не оказалось Казани.

На меня нахлынули воспоминания. Я вспомнил весь свой трудовой путь и понял, что самые лучшие рабочие дни у меня были, когда мы организовывали крупные и не очень мероприятия в пору работы в одной кафешке.

Я вспомнил, как круто эта группа зажигала на одном фестивале, на котором, кстати, было очень много людей и из моего города. Я решил пробовать.

Уже спустя полчаса я общался с концертным менеджером группы. Как выяснилось, в нашем замечательном мегаполисе имеется небольшой дефицит организаторов, поэтому многие классные концерты и проезжают мимо.

Тут то и стоило задуматься — почему, чтобы подготовиться к возможным проблемам. Но я увидел в этом возможность, и дальше начались поиски денег на проведение концерта.

Чтобы искать деньги, нужно понимать, сколько их потребуется, то есть составляем смету. Из чего она формируется:

  • бытовой и технический райдер артиста;
  • собственно гонорар приглашенной звезды;
  • расходы на площадку;
  • маркетинг;
  • оплата труда наемного персонала вроде распространителей билетов, продавца на лоток с атрибутикой (футболки, диски с альбомами, плакаты, значки), водителей и еще сотни мелочей.

Итоговая сумма составила 170 000 рублей, из которых 50 000 было заложено на SMM. Деньги я одолжил у собственного отца, что обычно вызывает усмешку у тех, кому я это рассказываю.

Но я считаю, что если занимать деньги — то у того, кто не поставит тебя на счетчик. По ходу подготовки появлялись некоторые расходы, выходящие за пределы сметы, общей суммой около 10 000 рублей, которые я взял на себя.

Что сделано правильно, а что нет

Прежде всего, задумываясь о карьере организатора, нужно быть твердо уверенным, что ты этого действительно хочешь. Если ты получаешь от каждой секунды работы кайф, это не гарантирует успех, конечно.

Но если удовольствия от проекта нет — успеха не будет 100 %.

Организатор должен быть готов ко всему — от пищевых предпочтений артиста, заставляющих искать приличный, но не слишком дорогой ресторан, в котором можно заказать нужные блюда, и до того, что за несколько часов до концерта придется экстренно искать по магазинам нужный кабель, которого не оказалось на площадке.

Первая моя ошибка: я переоценил популярность группы в Казани. При расчете явки зрителей я опирался на результаты их концертов в других городах.

Вывод «Ну раз у ребят был sold-out в Ижевске, в Казани-то точно соберем зал» оказался в корне неверным.

Отчасти из-за того, что в окрестностях Казани нет ни одного крупного фестиваля, который обеспечивает группам, не входящим в топ-10 отечественной рок-сцены, слушателей. А в Ижевске такой фестиваль есть.

Но глобальное упущение — маркетинг и расходы на него. Изначально в качестве основной рекламной площадки рассматривалась только социальная сеть «ВКонтакте».

Сам я в маркетинге понимаю слабо и попросил помочь знакомого маркетолога. А он, как выяснилось, слабо понимал в музыкальном бизнесе.

Я надеялся, что мы компенсируем недостаток знаний друг друга, а получилось наоборот.

Уже после концерта я сообразил, что для такого мероприятия эффективнее было бы поискать выходы на студенческие клубы и дать им билеты по лучшим ценам.

Мы же заложили на SMM 50 000 рублей, посчитав это достаточным, чтобы собрать 300 человек — предельную вместимость площадки. В принципе, если брать только расходы на SMM, — сумма достаточная.

Проблема была в том, что помимо рекламных постов ВК у нас была всего лишь небольшой рекламный ролик со слабой ротацией, сделанный по бартеру за несколько билетов, и обычно эффективный (но не в Татарстане) инструмент — рассылка приглашений на встречу участникам смежных групп.

Обычно эффективность такой рассылки, как мне сообщили организаторы из других городов, — 10–20 %.

В Татарстане огромное количество пользователей запретило приглашать себя на встречи, и эффективность рассылки составила всего 3 %.

Стоимость билетов я определил по самой простой схеме — уточнил у организаторов из других городов их цену и поставил «среднюю температуру по больнице».

В зависимости от размера города цена на билет стояла от 600 до 900 рублей на старте продаж и от 900 до 1200 в день концерта.

Мы поставили стартовую цену в 700 рублей и несколько раз ее поднимали, чтобы в день концерта она составила 1000 рублей.

Уже после концерта я пришел к выводу, что цену стоило опустить раза в полтора, это бы дало в итоге минимум трехкратный прирост зрителей и оказалось бы намного выгоднее.

В чем мне себя упрекнуть точно нельзя, так это непосредственно в организации всего пребывания группы в городе и организации самого концерта.

И тут главный совет — старайтесь привлекать для работы над первыми проектами семью и друзей.

Это должны быть максимально надежные люди, которые не подведут в каких-нибудь мелочах, а параллельно позволят сэкономить бюджет, например, на трансфере группы по городу или размещении на ночевку.

В какой-то момент на меня накатило абсолютное спокойствие и собранность — я понял, что зал не соберется, отменять что-либо уже поздно и сейчас нужно просто провести концерт максимально хорошо.

Чтобы концерт понравился зрителю, должны совпасть два фактора — артист в хорошем настроении и техническая реализация всего шоу.

Я уделил максимальное внимание именно этим аспектам, в итоге группа вышла на сцену с улыбками, а звук был настроен идеально. В тот момент я был счастлив. И меня абсолютно не волновали деньги.

Ты потерял деньги, но все же советуешь этим заниматься — почему

Организация концертов — это очень интересная и интенсивная работа, которая заставляет развиваться, знакомит с интересными людьми и ставит нешаблонные задачи.

Каждый провал в этом бизнесе чему-то учит, и главное — выучить этот урок, а также заранее подготовиться к тому, что следующий концерт тоже провалится. Правда, уже по другим причинам.

Сейчас event-сфера переживает крайне тяжелые времена — из-за пандемии она оказалась полностью заморожена.

Но, как говорил командир второй поющей эскадрильи в фильме «В бой идут одни старики»: «Все преходяще, а музыка вечна!». Любой вирус когда-нибудь закончится, и когда это произойдет, помните эти советы:

  1. Уделяйте большое внимание исследованию и прогнозированию, прежде чем вкладывать деньги и энергию.
  2. Экономьте бюджет без ущерба для зрителя и артиста, привлекайте близких.
  3. Любую позицию в бытовом райдере можно обговорить, в итоге от чего-то можно отказаться, что-то заменить, но технический райдер — священен.
  4. Считать деньги будешь на следующий день после концерта.

Ты потерял деньги — а сколько можно заработать

Верхней границы вообще не существует. Как и нижней. Организация концертов — всегда риск. Риск ошибки в планировании маркетинговой кампании. Риск срыва концерта из-за сотни независящих от тебя причин.

В этот бизнес нельзя идти, если основная цель для тебя — заработать деньги. Самый лучший мотив — это желание при общении со знакомым невзначай упоминать: «А слышал про последний концерт «Раммштайна»? Я делал».

Надеюсь, этот текст поможет тем читателям, кто, глядя на концертные туры любимых групп, думает: «А почему к нам не приезжают? А организую-ка я сам!». Испытайте себя.

Даже если и не получится — это будет лучший рабочий день в вашей жизни. Хотели бы попробовать?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector