В этот раз у нас особенный гость – Юрий Павлович Гидзенко, и особенная профессия – космонавт!

Рождение новости. Практика

Spread the love

В прошлый раз мы говорили о теории создания новости. Настало время применить знания на деле!

Как к нам попала та или иная тема сейчас особого значения не имеет. Сами нашли, прислали пресс-релиз и приглашение на мероприятие или же редактор поставил задачу – не важно. Есть тема, действуем!

И тут все четко и по пунктам:

1.Сначала нужно понять, что это вообще, о чем говорить-то будем. Другими словами – знакомимся с материалом, готовимся к съемке. Это очень важно, потому что нет хуже ситуации, когда приезжаешь, к примеру, на интервью и ничего не знаешь о человеке с которым ты будешь общаться. А он важный! Или даже знаменитый. Пусть и в своих, узких кругах, но все же. А тут ты – а вас как зовут? Чем вы занимаетесь? Вас несказанно повезет, если после этих вопросов вас просто не выставят за дверь. А ведь могут! И тогда не будет у вас материала – это раз; репутация уже будет подмочена (а герой 100% расскажет коллегам, что с вами лучше дел не иметь, потому как недалекого ума человечек).
Но, предположим, что с материалом мы знакомы. Переходим к следующему пункту.

2.Общение «до». Перед тем, как отправиться на встречу, не лишним будет позвонить герою своего материала и еще раз проговорить темы будущего общения. Да, вы уже нашли в интернете кучу информации, разузнали даже как звали его первую кошку; да, в пресс-релизе все красиво и подробно описано, но предварительное общение по телефону все равно пригодится. В ходе разговора могут выявиться некоторые важные подробности, которые, возможно, изменят ход изложения материала. Например, вам придет в голову мысль пообщаться с родственниками героя. Если в сюжете есть конфликт (а его не может не быть!), тогда обязательно нужно найти вторую сторону, так сказать, оппонентов. Связаться с ними и договориться на встречу. Если проблема в сюжете очевидная и острая, вторая сторона может и отказаться от общения с прессой. Но нужно постараться их как-то убедить, что им просто необходимо с вами встретиться. Сколько приходится писать официальных писем, запросов, чтобы получить разрешение на съемок! Действующие журналисты знают, что много! Еще больше перед этим приходится делать телефонных звонков: «Алло, мне бы директо…что? Переключаете на секретаря? Спасибо! Здравствуйте, мне бы поговорить о…А, МихалМихалыч, день добрый, меня Ирина зовут, я вот по какому вопросу… вы не владеете этой информацией? А к кому посоветуете обратиться?…угу, спасибо!» И тут я обычно ощущаю себя футбольным мячом, который гоняют по всему стадиону со скоростью света. Одна организация, другая, третья… блокнот обычно исписан вдоль и поперек! Но, в конечном итоге, мы находим нужного человека и даже договариваемся на встречу. И это, друзья мои, победа! Дальше могут вмешаться непреодолимые обстоятельства, человеческий фактор, герой может просто заболеть, к примеру, или природные катаклизмы, но вот сейчас, вы сделали все правильно и вы – молодец!

3.Съемки. Чтобы сделать маленький сюжет минуты на 2 -3, порой приходится объездить несколько мест, пообщаться с 3-4 людьми. То есть на создание небольшого сюжета может уйти довольно много времени.

4.Поведение журналиста на съемках продиктовано самой темой материала. Если произошло, скажем, ДТП, то репортеры будут снимать и машины, и потерпевших, и свидетелей. Я сразу хочу попросить прощения от лица всех журналистов, у всех, кого мы снимали и снимаем в такие минуты. Мы пристаем к людям с вопросами, потому что, как бы цинично это не звучало, такая уж работа. Я все время работаю с видео, поэтому мне с одной стороны на съемках проще: то, чего не увижу я, то, что я упущу из вида, заметит оператор. Так что помимо собственных глаз, у ТВ-журналиста есть еще пара операторских и видеокамера. Иногда очень помогают на съемках наши водители. Водители телекомпаний – это вообще удивительные люди. Они не просто перевозят съемочные группы из точки А в точку Б, они – часть команды. Это и помощники, и психологи, и телохранители. Да, и такое бывало!

5.Возвращаясь на студию, нужно быстро отсмотреть материал, написать текст, согласовать с редактором (что бывает крайне не просто!), начитать текст и отдать в монтаж. Остальное – дело техники. Точнее компьютера и монтажера. Именно в такой последовательности, потому что от того, как будет работать машина, зависит и качество, и скорость сдачи материала.

6.И вот сюжет в эфире, а если речь идет, об интернет-издании, то на сайте. Осталось только выдохнуть и ждать общественного мнения. Просмотры, комментарии, репосты. Одним словом – рейтинг! Порой, ты делаешь сюжеты, выпускаешь пачками, а отдачи никакой. А может сложиться так, что твой материал изменит жизни людей. У меня так было. Сделала серию сюжетов про людей, которые уехали из Баку во время Карабахского конфликта. Как сейчас помню, рубрику назвали «Баку – Саратов. Дорога длиною в 15 лет». Оказалось, что все эти 15 лет, родственники искали друг друга. И, благодаря моему сюжету, нашли. Вот для этого мы и работаем! Чтобы сделать людей счастливее, мир лучше. Ну и чтобы рейтинги поднять, чего уж скрывать!

P.S. Каждый журналист явно или тайно мечтает, если не о громкой славе, то о некоторой известности точно. Сначала о том, что ты работаешь в СМИ узнают, конечно же, родственники. Хвалят или ругают – это не имеет большого значения, потому что все люди разные и у всех свое восприятие мира. Это и называется – общественное мнение. Но лучше, конечно, когда хвалят. Приятно же. Следующими о том, что ты примкнул к четвертой власти узнают соседи. И частенько случается так, что зайдешь в гости на секунду, а тебе сразу: «Ты ж журналист? Слушай, а сними вот друга моего, он такой крутой, такой классный! Снимешь?» А ты стоишь, улыбаешься, но понимаешь, что никакого друга ты снимать не будешь. А все почему? Да потому что это – не новость! Инфоповод отсутствует!

Ирина Барыбина

Читать еще

Оставайтесь с нами
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте первым о наших мероприятиях, новостях, встречах!

Обещаем без спама!

Поделиться

Расскажи свои друзьям!

Shares