В этот раз у нас особенный гость – Юрий Павлович Гидзенко, и особенная профессия – космонавт!

Рождение новости. Теория

Spread the love

Речь сейчас пойдет не об основах журналистики. Им успешно учат в университетах. Мы будем говорить не о теории, а о том, как все происходит на деле.

Что должно произойти, чтобы какое-то событие смогло стать настолько знаковым и важным, что СМИ решили заговорить о нем? Чтобы сюжет или статья появились на свет, должны совпасть несколько условий, из которых складывается ИНФОПОВОД (прим. ред.: информационный повод):

  • Актуальность – само событие должно быть своевременным. В телекомпании, где я начинала свою профессиональную деятельность, в ходу были два термина: «новость» то, что случилось/случится в будущем, и «старость», то что случилось давно и уже никому не интересно, никого этим не удивить. К слову, для новостийщика к «старостям» можно отнести даже то, что произошло вчера. Потому что все каналы уже про это рассказали. Это показатель профессионализма. Новости – это оперативная информация.
  • Проблематика – в основе любого сюжете должна присутствовать проблема, драма.
  • Социальная значимость – тема, затронутая в сюжете, должна касаться каждого зрителя в отдельности и всего населения в целом.
  • Материал обязан вызывать интерес аудитории.
  • … ну и, естественно, очень важно, чтобы тема изначально понравилась редактору.

Когда я только пришла на телевидение, нам, неопытным стажерам, не доверяли делать «настоящие» новости. Нам предлагали искать темы для сюжетов самостоятельно. При этом старшие товарищи не уставали повторять, что «…новости повсюду, они у вас под ногами лежат. Ищите!» На самом деле, так оно и есть. Все, что нас окружает вполне может стать темой новостного выпуска. Мастерство журналиста как раз и заключается в том, что репортер не только видит, о чем можно рассказать в эфире, но и знает, как это сделать, с какой стороны подать материал. Профессионал не угадывает, он точно знает, что может стать новостью, а что нет.
Предположим, что мы решили снимать сюжет о том, что реально у всех под ногами – про асфальт. Ну и что говорить? Что дороги у нас плохие? Банально. Об этом столько слов сказано и по ТВ, и в курилке автосервиса. Как делают асфальт? Интересно, но это не новость, этот материал будет обзором в колонке у моей коллеги. А вот если где-то в асфальт закатали пшеничное поле, тогда да! Вот это уже интересно. Масштаб – вот, что действительно имеет значение.

Другой пример: строительная компания сдала в эксплуатацию новый дом. Для внутрикорпоративного портала это, конечно, событие, и для тех, кто купил квартиру в этой высотке и ждал окончания строительства лет пять – тоже. А для многомиллионного города, где подобные новостройки растут, как укроп на даче, это всего лишь цифра в статистке. Другое дело, если строил этот дом один человек. Вот так просто, голыми руками. Сам таскал кирпичи, возводил стены, ставил окна. Об этом человеке, уверена, будут говорить! Возвращаясь к началу текста, повторимся, что при создании информационного материала важны проблематика и социальная значимость. Да, люди, которые будут жить в этом доме, это тоже социум. Только группа слишком малочисленна, замкнута. Другими словами, отсутствует масштаб.

Еще пример: в небольшом уездном городке впервые построили огромный торговый центр. Это событие? Еще какое! Но встает вопрос, с какой стороны подать материал. А вариантов может быть несколько:

  • Рядовой новостной сюжет. Рассказываем о том, какова площадь центра, сколько людей способен вместить, какие магазины представлены (без указания брендов. Это важно!), как долго его строили, из каких источников шло финансирование. И тут, как правило, журналисты говорят, что деньги поступили из государственного или областного бюджетов, а также от частных инвесторов.
  • Новостной сюжет, который включает в себя все то, о чем говорили выше, но при этом ненавязчиво, вскользь упоминает некоего миллиардера Семена Семеновича (прим.ред..: имя вымышленное, любое совпадение с реальной личностью случайно), который выделил на строительство энную сумму. Или в сюжете несколько раз мелькает вывеска известной сети магазинов одежды, либо журналист упоминает о нем в закадровом тексте. Сегодня даже не причастный к телевизионному сообществу человек знает, что это. Это «джинса», другими словами – ненавязчивая реклама.
  • Рекламный сюжет. Здесь чистая коммерция. Правда, такой сюжет чаще всего идет не в новостном блоке, а после него. В сюжете говорят и показывают исключительно то, что пожелал заказчик. Естественно, тут тоже все зависит от мастерства съемочной группы – рекламу можно и нужно снимать красиво!
  • Есть еще один вариант развития событий. Сюжет может быть скандальным. К примеру, строительство шло с нарушениями, или же за территорию, на которой вырос центр, идут тяжбы собственников.

Как мы видим, вариантов может быть много. Нужно понимать цели и задачи, которые стоят перед редакцией, а от них уже зависят приемы и методы подачи материала. К практичеке мы перейдем в следующем материале. Следите за обновлениями!

Ирина Барыбина

Читать еще

Оставайтесь с нами
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте первым о наших мероприятиях, новостях, встречах!

Обещаем без спама!

Поделиться

Расскажи свои друзьям!

Shares