Когда я заканчивала школу, система образования в нашей стране проходила через кардинальные изменения и масштабное реформирование.
Я выпускница 2003 года. Это было время, когда советский подход к школьному образованию становился неактуален, а государство стремилось максимально быстро обновить систему, переориентировав ее на западные принципы обучения.
Поскольку мои школьные годы пришлись на так называемый переходный период, я ощутила на себе влияние обоих подходов к организации учебного процесса. Хочу поделиться объективным сравнением двух систем.
Историю прислала подписчица блога Любовь В.
Принципы советского образования и в каких социально-экономических условиях оно преподавалось
Рассматривая особенности школьного обучения и профессиональной подготовки специалистов в СССР, нужно учитывать базовые принципы советского образования:
- Образование в СССР было бесплатным для каждого. В советское время не было никаких денежных сборов за обучение в учреждениях любого типа. Более того: как детсады и школы, так и училища, техникумы и вузы заботились о минимальном социальном обеспечении своих подопечных (бесплатные обеды, обеспечение жильем в общежитии).
- Преемственность в образовательной системе СССР проявлялась в единых четких учебных планах. Подобный подход актуален и сегодня, но разница в качестве обучения в разных учреждениях была не такой колоссальной, как сейчас.
- Идеологическая направленность образования в СССР. Учителя должны были не только дать человеку применимые на практике знания, но и обеспечить идеологическое воспитание советского гражданина, которое основывалось на коммунистических догматах.
В советское время основной акцент делался на теоретическую подготовку специалистов. Практике уделяли не так много времени, из-за чего молодому специалисту было непросто сразу начать активную профессиональную деятельность.
Более того, многие знания, которые были актуальны в то время, сейчас устарели.
Основные отличия тогдашней эпохи от современной
С момента распада СССР в сфере образования начались активные перемены по следующим причинам:
- появление частных детсадов, школ, специализированных и высших образовательных учреждений, получить профессиональное образование теперь можно на коммерческой основе;
- уменьшение государственных расходов на образование;
- снижение роли идеологического воспитания в современном образовании.
В советское время ключевую роль в воспитании и обучении подрастающего поколения играла коммунистическая идеология. С детского сада из учеников делали идеальных советских граждан.
В образовании не приветствовалась религия. Мнение детей мало интересовало учителей. Достаточно было заучить и пересказать информацию, от учеников не требовали глубокого личностного анализа.
Когда я только поступала в школу, многие из этих тенденций еще были актуальны.
Что сейчас с современным образованием, его состояние и принципы
В старших классах я заметила, как сильно поменялись тенденции в системе образования за 10 лет моего обучения.
Современные школьники не так подвержены влиянию идеологии, учителей стало больше интересовать мнение самого ребенка. Кардинально поменялось и отношение детей к учебе.
Также образование стало не таким системным. Несмотря на наличие стандартной программы, в разных учреждениях учебные планы могут сильно отличаться.
Только в младшей школе преподавать могут по трем разным программам, а именно: «Школа России», система обучения профессора Занкова и методика преподавания Петерсона Л.Г., которая часто используется в классах с углубленным изучением математики.
Методики преподавания сейчас стали ориентироваться на практическое применение. Детям не только дают сухую теорию, но и учат применять ее на практике, благодаря чему современные выпускники более адаптированы к взрослой жизни.
Во многих школах и университетах сейчас есть даже самоуправление среди учеников, что готовит их в жизни в социуме.
Наличие частных колледжей и университетов дало возможность получить профессию на коммерческой основе, если не удалось поступить на бюджетное место.
Тем не менее количество выпускников, работающих не по специальности, кардинально возросло. В советское время с трудоустройством после получения диплома проблем не было, поскольку каждый выпускник получал направление на конкретное рабочее место.
Да и работодатели стали не так явно обращать внимание на диплом кандидатов, пришедших на собеседование.
Сравниваем по критериям: когда, для кого и при каких условиях образование лучше
Для объективности сделаем наглядное сравнение советского и современного образования по трем базовым критериям, а именно:
- доступность;
- качество и методика преподавания;
- возможность применения знаний на практике.
Советское образование формировало дисциплинированных и всесторонне развитых граждан, мировоззрение которых базировалось на государственной идеологии.
Такая система формирует отличных военных, врачей, бухгалтеров и представителей остальных профессий, где ключевую роль играет порядок, внимательность и дисциплина в работе.
Современная система более гибкая и направлена на формирование думающей личности.
Такой подход к обучению явно подходит больше для представителей творческих профессий и управленческого звена, которые сейчас получили возможность максимально раскрыть свой потенциал.
А вы как считаете, какое образование лучше, современное или советское? Буду рада прочесть ваше мнение в комментариях!