Когда я была подростком, моя бабушка потеряла работу за два года до пенсии. Она 20 лет проработала кондуктором троллейбуса в небольшом городке на Северном Кавказе, но в 2017 году эту должность упразднили, установив терминалы для самостоятельной оплаты.
Новую работу она тогда нашла, но пережитый стресс вспоминает до сих пор.
Случай с моей бабушкой не редкость. Человечество постепенно делегирует рутинную работу машинам, но это означает, что часть профессий канет в небытие.
Я расскажу, кем не стоит работать в XXI веке, чтобы не остаться без средств к существованию в предпенсионном возрасте.
Кондуктором и контролером
Представители этих профессий уже сталкиваются с массовыми сокращениями. Подобная ситуация произошла в 2020 году в Санкт-Петербурге: провели реформу общественного транспорта, оснастив его возможностью бесконтактной оплаты.
В результате рабочие места потеряли более 2,5 тыс. человек.
Число кондукторов постепенно снижается во всех регионах страны. И даже в тех местах, где представители этой профессии все еще востребованы, зарабатывают они относительно немного.
Поэтому накопить так называемую подушку безопасности на случай увольнения большинство из них не может. При этом они занимаются довольно скучной работой.
В похожей ситуации оказались и контролеры, на смену которым постепенно приходят камеры с разнообразными датчиками.
Работа этих специалистов очень нервная и связана с ежедневными конфликтами. За относительно небольшую зарплату контролеры каждый день жертвуют своим здоровьем.
Работником конвейера
Конвейерное производство все меньше нуждается в рабочих руках. Если раньше в каждом этапе сборки продукта участвовали люди, то теперь машины в большинстве случаев прекрасно справляются без них.
Уже сейчас автоматы способны:
- отливать изделия в различные формы;
- запечатывать продукцию в упаковку;
- собирать машины и устройства;
- заниматься сортировкой.
И делают они это гораздо быстрее и точнее, чем люди. Поэтому полное исчезновение конвейерных рабочих — вопрос нескольких лет или десятилетий.
Турагентом
В последние годы количество турагентств сокращается. Мало кто сегодня будет тратить время на общение с турагентом, если есть множество приложений, которые в считаные минуты обеспечат вас всей информацией об отеле, забронируют номер и рассчитают маршрут.
И с каждым годом таких людей все меньше.
Многие все еще помнят массовое банкротство крупных туроператоров летом 2014 года. Тогда новости о крахе турфирм звучали из каждого утюга.
Часть туристов потеряла деньги, отданные турагентам за путевки, а кому-то и вовсе пришлось неделями ночевать в аэропорту. Эта история сильно подорвала доверие покупателей к турагентам.
Но в ближайшие годы эта профессия, вероятнее всего, не исчезнет полностью, ведь представителям старшего поколения все еще проще доверить планирование своего отдыха специалисту.
Но былых высот этот бизнес в нынешнем виде уже не достигнет никогда.
Рабочим, правда, не всяким
Число рабочих кадров на российском рынке труда сокращается. Это связано с автоматизацией производственных процессов. С работой, для которой раньше нанимали несколько человек, сейчас гораздо быстрее и качественнее справится один автомат.
Из-за этого к середине века могут полностью исчезнуть:
- сварщики;
- токари;
- лифтеры;
- охранники;
- грузчики.
Но есть рабочие профессии, которые еще долго будут оставаться востребованными из-за их креативности и других неприсущих машинам свойств. В их числе:
- Строители
Неизменно востребованы рабочие-строители, причем самых разных специализаций. Работодатели ищут профессиональных каменщиков, штукатуров, специалистов по внутренней отделке.
Это тонкая работа, требующая от исполнителя творческого подхода, поэтому заменить строителей роботами не получится.
- Повара и кондитеры
Не менее творческие рабочие профессии, востребованность которых растет.
Хороший повар или кондитер должен обладать фантазией и безупречным вкусом, а не просто смешивать ингредиенты по определенной схеме. Бездушной машине такое не под силу.
- Автослесари и автомеханики
Если еще двадцать лет назад автомобиль считался роскошью, то сейчас своя машина есть почти у каждого. С ростом их числа растет и востребованность специалистов, занимающихся техобслуживанием.
Такую работу не автоматизируешь, потому что поломки у автомобилей всегда разные и их множество. Задать машинам такое количество программ просто нереально.
А есть ли у вас примеры профессий — кандидатов «на вылет»?..
продавцы и водители