Чем занимается режиссер-постановщик в доме культуры за скромные 20 000 в месяц и почему не ухожу, имея 27 лет стажа

Со мной всегда так — бегу впереди паровоза: создал свой первый театральный коллектив задолго до получения режиссерского образования.

Да, иду от сложного к простому! Участвовал во всех областных конкурсах «Театральная весна».

Призовые места подогревали честолюбие, театральные деятели из жюри предлагали поступить на режиссерское отделение, что я и сделал. Итог — красный диплом и масса перспектив на режиссерском поприще.

История моего подписчика Григория.

Фото из личного архива. Спектакль «Волшебное перышко, или Как любовь жадность победила»

Как я попал в эту профессию

Трудно сказать, когда ко мне пришло осознанное желание стать режиссером. По-моему, я режиссировал всегда. Придумывал какие-то истории и сам их ставил, свято веря, что все на самом деле так и происходит.

Конечно же, повзрослев, я выбрал именно эту профессию. Окончив училище культуры по специальности «Режиссер-постановщик культмассовых мероприятий», первым делом решил испытать судьбу, придя в ТЮЗ.

Никогда не делайте этого, не получив высшего образования!.. Конечно же, меня не взяли.

Я вернулся в свой родной город и поступил в районный Дом культуры. Это чудесное место для получения режиссерского опыта. Здесь тебе прощают ошибки, исправляют погрешности и невероятно нагружают работой.

Фото из личного архива. Репетиция спектакля «Аристократка»

Здесь происходит твое становление как режиссера и мастера-виртуоза в написании сценариев любой сложности. Обязанности режиссера-постановщика в подобном учреждении:

  • написание сценариев к мероприятиям;
  • создание мобильного коллектива;
  • минимальное время на подготовку мероприятий;
  • обязательные репетиции;
  • режиссура самих мероприятий (концерты, спектакли, театрализованные представления, ярмарки);
  • написание музыкальной партитуры к мероприятию;
  • составление плана мероприятий;
  • ежемесячные отчеты о проделанной работе.

Типичный рабочий день

Хотите знать, чем отличается рабочий день режиссера-постановщика от любой другой профессии? Да практически всем начиная от ненормированного графика до безумного вида перед премьерой спектакля или любого другого мероприятия.

Настолько ты погружаешься в этот процесс, что родным и друзьям становится за тебя страшно. Но это невероятно увлекательно!

Помню, ставил спектакль «Беда от нежного сердца», при этом играл в нем как актер. И вот, наконец, премьера!

В зале аншлаг, все мои актеры из «народа» трясутся от страха перед публикой, а я судорожно приклеиваю усы и бороду на клей БФ-6. Ох и поплатился я потом за этот необдуманный эксперимент…

И вот открылся занавес, зал рукоплещет, начинается действие. И все бы прекрасно, да вышла одна актриса в своей сцене, увидела полный зал и… ушла.

Фото из личного архива. Премьера спектакля «Баллада о вредных продуктах»

А ее партнер целых пять минут метался по сцене, усиленно спасая роль, пока мы всей труппой пытались выпихнуть ее назад под свет софитов и рампы. Смеялись потом за кулисами до колик.

Мои усы и борода отклеивались, и я снова их приклеивал этим жгучим и неприятно пахнущим клеем. Через неделю кожа слезла с лица чулком.

Но самое интересное, это когда о мероприятии (концерте, выставке или ярмарке) начальство сообщает за 2–3 дня. Вот тогда аврал!

Судорожно пишешь сценарий театрализации и обязательно по тематике мероприятия, созываешь внеплановую репетицию, распределяешь роли, раздаешь текст и без читки сценария начинаешь работать!

Вот это уже по моей «шкале сложности» подпрыгивает аж на 200 %.

Почему продолжаю работать

За все в этой профессии воздается. Она как вирус: попав однажды в кровь, остается навсегда. Тысячу раз зарекаешься все послать куда подальше, но гром аплодисментов — высочайшая награда за бессонные ночи, оголтелые репетиции, за полное, до дна, выгорание.

Нет ничего прекраснее сцены, кулис, огней рампы и энергетического контакта со зрителем. Особенно если он благодарен тебе за твой труд и талант.

Признаюсь честно, не каждый выдержит испытание профессией, и только самый преданный добьется всего. На минуточку — если удастся пройти тернистый путь — вознаграждение не заставит себя ждать. Но только если удастся…

Можно, конечно, на все плюнуть, получить другую профессию, но не все готовы сделать этот шаг. Когда получаешь известность, расставаться с этим наркотиком нелегко.

Тщеславие крайне заразно. Известность тешит самолюбие. Занимаюсь этим до сих пор, потому что, уйдя на свободные хлеба в этой профессии, без подушки безопасности не выживешь:

  • аренда сцены высока;
  • рынок переполнен «театрами»;
  • налоги, пенсионные взносы на каждого актера;
  • оплата труда всему составу театра;
  • реклама;
  • декорации;
  • костюмы…

И это еще не весь список затрат. Прибыль с учетом выплат минимальная.

Работа же в государственном учреждении культуры освобождает от этой головной боли. Тебе предоставляют сцену, актеров, костюмы, декорации — бесплатно!

Занимайся творческими проектами в свое удовольствие. Двигай себя, рекламируй. без материальных затрат.

Есть ли льготы и бенефиты

Сложно сказать, какие могут быть льготы в профессии режиссера-постановщика. Скорее всего, если работаешь официально, то это выслуга лет и выплаты по интенсивности, то есть 30 % к зарплате.

Правда, эти 30 % больше миф, чем действительность. Иногда интенсивку получаешь, но очень редко! Есть еще и членство в Союзе театральных деятелей.

Там льготы покрупнее, в виде 50 % скидки на путевки в дома отдыха, подарков для детей (если они у тебя есть), ну и, разумеется, бесплатный просмотр любого спектакля 1 раз в месяц в любом театре нашей необъятной страны.

Но, прежде чем стать членом СТД, надо поработать в профессии не менее 5 лет.

Работа в учреждении культуры подразумевает ненормированный день. Праздники, выпавшие на выходные, становятся рабочими днями.

Радует то, что можно взять отгулы за эти дни и приплюсовать их к отпуску. 28 дней + отгулы — получается неплохо.

Но сразу совет: ушли в отпуск — отключайте телефон, садитесь в самолет или поезд и уезжайте, иначе вас найдут и выдернут на работу. Отзыв с отпуска стал обыденным делом!

Быть официально работающим творческим человеком — значит иметь полное право на бюллетень! Но и здесь не без заморочек. Все зависит от стажа или от выслуги лет. Чем больше стаж (выслуга), тем больше оплата больничного листа.

Вот смотрите:

  • до 5 лет — 60 %;
  • 5–8 лет — 80 %;
  • более 8 лет — 100 %.

Зарплата и перспективы карьерного роста

На зарплату режиссера-постановщика не разгуляешься, если ты не мастер театрального искусства. Моя зарплата в Доме культуры редко превышает 20 000 руб., и это с учетом стажа в 27 лет.

Даже для небольшого города это крошечный доход. Вот здесь спасает моя известность постановщика новогодних спектаклей: чем круче заказчик, тем больше плата.

Не зря говорят, что Новый год весь театральный сезон кормит. Что касается всех праздников, то из-за пандемии Covid-9 и самоизоляции вряд ли они состоятся, разве только онлайн.

Удачная карьеры складывается у дерзких и смелых. Нельзя сидеть на одном месте всю свою жизнь.

Участие в театральных международных и областных конкурсах необходимо как воздух, как и встречи с другими коллективами и поездки в другие города и страны. Правда, ничего, кроме статуса и званий, это не приносит, но очень тешит самолюбие.

Все поездки, конкурсы оплачиваются учреждением. Это большой плюс: на кровно заработанные не разгуляешься!

В этой профессии все неоднозначно. И сложности, и успехи, и провалы; ты чаще голоден, чем сыт. Но если по-другому не можешь и это смысл жизни, надо ли искать что-то иное, чтобы быть счастливым?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector