Со мной всегда так — бегу впереди паровоза: создал свой первый театральный коллектив задолго до получения режиссерского образования.
Да, иду от сложного к простому! Участвовал во всех областных конкурсах «Театральная весна».
Призовые места подогревали честолюбие, театральные деятели из жюри предлагали поступить на режиссерское отделение, что я и сделал. Итог — красный диплом и масса перспектив на режиссерском поприще.
История моего подписчика Григория.
Как я попал в эту профессию
Трудно сказать, когда ко мне пришло осознанное желание стать режиссером. По-моему, я режиссировал всегда. Придумывал какие-то истории и сам их ставил, свято веря, что все на самом деле так и происходит.
Конечно же, повзрослев, я выбрал именно эту профессию. Окончив училище культуры по специальности «Режиссер-постановщик культмассовых мероприятий», первым делом решил испытать судьбу, придя в ТЮЗ.
Никогда не делайте этого, не получив высшего образования!.. Конечно же, меня не взяли.
Я вернулся в свой родной город и поступил в районный Дом культуры. Это чудесное место для получения режиссерского опыта. Здесь тебе прощают ошибки, исправляют погрешности и невероятно нагружают работой.
Здесь происходит твое становление как режиссера и мастера-виртуоза в написании сценариев любой сложности. Обязанности режиссера-постановщика в подобном учреждении:
- написание сценариев к мероприятиям;
- создание мобильного коллектива;
- минимальное время на подготовку мероприятий;
- обязательные репетиции;
- режиссура самих мероприятий (концерты, спектакли, театрализованные представления, ярмарки);
- написание музыкальной партитуры к мероприятию;
- составление плана мероприятий;
- ежемесячные отчеты о проделанной работе.
Типичный рабочий день
Хотите знать, чем отличается рабочий день режиссера-постановщика от любой другой профессии? Да практически всем начиная от ненормированного графика до безумного вида перед премьерой спектакля или любого другого мероприятия.
Настолько ты погружаешься в этот процесс, что родным и друзьям становится за тебя страшно. Но это невероятно увлекательно!
Помню, ставил спектакль «Беда от нежного сердца», при этом играл в нем как актер. И вот, наконец, премьера!
В зале аншлаг, все мои актеры из «народа» трясутся от страха перед публикой, а я судорожно приклеиваю усы и бороду на клей БФ-6. Ох и поплатился я потом за этот необдуманный эксперимент…
И вот открылся занавес, зал рукоплещет, начинается действие. И все бы прекрасно, да вышла одна актриса в своей сцене, увидела полный зал и… ушла.
А ее партнер целых пять минут метался по сцене, усиленно спасая роль, пока мы всей труппой пытались выпихнуть ее назад под свет софитов и рампы. Смеялись потом за кулисами до колик.
Мои усы и борода отклеивались, и я снова их приклеивал этим жгучим и неприятно пахнущим клеем. Через неделю кожа слезла с лица чулком.
Но самое интересное, это когда о мероприятии (концерте, выставке или ярмарке) начальство сообщает за 2–3 дня. Вот тогда аврал!
Судорожно пишешь сценарий театрализации и обязательно по тематике мероприятия, созываешь внеплановую репетицию, распределяешь роли, раздаешь текст и без читки сценария начинаешь работать!
Вот это уже по моей «шкале сложности» подпрыгивает аж на 200 %. Только активные промокоды на сайте https://freespinsfun.ru/ для новых игроков казино.
Почему продолжаю работать
За все в этой профессии воздается. Она как вирус: попав однажды в кровь, остается навсегда. Тысячу раз зарекаешься все послать куда подальше, но гром аплодисментов — высочайшая награда за бессонные ночи, оголтелые репетиции, за полное, до дна, выгорание.
Нет ничего прекраснее сцены, кулис, огней рампы и энергетического контакта со зрителем. Особенно если он благодарен тебе за твой труд и талант.
Признаюсь честно, не каждый выдержит испытание профессией, и только самый преданный добьется всего. На минуточку — если удастся пройти тернистый путь — вознаграждение не заставит себя ждать. Но только если удастся…
Можно, конечно, на все плюнуть, получить другую профессию, но не все готовы сделать этот шаг. Когда получаешь известность, расставаться с этим наркотиком нелегко.
Тщеславие крайне заразно. Известность тешит самолюбие. Занимаюсь этим до сих пор, потому что, уйдя на свободные хлеба в этой профессии, без подушки безопасности не выживешь:
- аренда сцены высока;
- рынок переполнен «театрами»;
- налоги, пенсионные взносы на каждого актера;
- оплата труда всему составу театра;
- реклама;
- декорации;
- костюмы…
И это еще не весь список затрат. Прибыль с учетом выплат минимальная.
Работа же в государственном учреждении культуры освобождает от этой головной боли. Тебе предоставляют сцену, актеров, костюмы, декорации — бесплатно!
Занимайся творческими проектами в свое удовольствие. Двигай себя, рекламируй. без материальных затрат.
Есть ли льготы и бенефиты
Сложно сказать, какие могут быть льготы в профессии режиссера-постановщика. Скорее всего, если работаешь официально, то это выслуга лет и выплаты по интенсивности, то есть 30 % к зарплате.
Правда, эти 30 % больше миф, чем действительность. Иногда интенсивку получаешь, но очень редко! Есть еще и членство в Союзе театральных деятелей.
Там льготы покрупнее, в виде 50 % скидки на путевки в дома отдыха, подарков для детей (если они у тебя есть), ну и, разумеется, бесплатный просмотр любого спектакля 1 раз в месяц в любом театре нашей необъятной страны.
Но, прежде чем стать членом СТД, надо поработать в профессии не менее 5 лет.
Работа в учреждении культуры подразумевает ненормированный день. Праздники, выпавшие на выходные, становятся рабочими днями.
Радует то, что можно взять отгулы за эти дни и приплюсовать их к отпуску. 28 дней + отгулы — получается неплохо.
Но сразу совет: ушли в отпуск — отключайте телефон, садитесь в самолет или поезд и уезжайте, иначе вас найдут и выдернут на работу. Отзыв с отпуска стал обыденным делом!
Быть официально работающим творческим человеком — значит иметь полное право на бюллетень! Но и здесь не без заморочек. Все зависит от стажа или от выслуги лет. Чем больше стаж (выслуга), тем больше оплата больничного листа.
Вот смотрите:
- до 5 лет — 60 %;
- 5–8 лет — 80 %;
- более 8 лет — 100 %.
Зарплата и перспективы карьерного роста
На зарплату режиссера-постановщика не разгуляешься, если ты не мастер театрального искусства. Моя зарплата в Доме культуры редко превышает 20 000 руб., и это с учетом стажа в 27 лет.
Даже для небольшого города это крошечный доход. Вот здесь спасает моя известность постановщика новогодних спектаклей: чем круче заказчик, тем больше плата.
Не зря говорят, что Новый год весь театральный сезон кормит. Что касается всех праздников, то из-за пандемии Covid-9 и самоизоляции вряд ли они состоятся, разве только онлайн.
Удачная карьеры складывается у дерзких и смелых. Нельзя сидеть на одном месте всю свою жизнь.
Участие в театральных международных и областных конкурсах необходимо как воздух, как и встречи с другими коллективами и поездки в другие города и страны. Правда, ничего, кроме статуса и званий, это не приносит, но очень тешит самолюбие.
Все поездки, конкурсы оплачиваются учреждением. Это большой плюс: на кровно заработанные не разгуляешься!
В этой профессии все неоднозначно. И сложности, и успехи, и провалы; ты чаще голоден, чем сыт. Но если по-другому не можешь и это смысл жизни, надо ли искать что-то иное, чтобы быть счастливым?