Лет 15 назад я оказался без работы. В таких ситуациях всегда выручают друзья и знакомые. Я вспомнил, что один из моих друзей детства владеет автосервисом, и позвонил ему.
Оказалось, что ему срочно требуется снабженец, однако, через месяц, поднаторев в теории (знал на память все узлы автомобиля, разбирался в устройстве подвески, тормозной системы и двигателя), я попросился на другую должность.
Историей поделился подписчик блога Сергей.
Кто это такой, чем занимается
Сначала немного теории. Автомеханик обслуживает и ремонтирует автотранспорт.
Может работать как в частном автосервисе, так и в СТО (станция технического обслуживания) при дилерском центре, где продают, а затем обслуживают определенные марки авто — Toyota, BMW, Honda, Volkswagen, Mercedes-Benz, Mazda и другие.
Краткий список выполняемых работ по диагностике и ремонту авто:
- диагностика подвески;
- замена пружин, пыльников и стоек;
- замена неисправных элементов подвески: шаровых опор, сайлентблоков, опор и втулок стабилизатора;
- замена ступичных подшипников;
- замена тормозных колодок, тормозных дисков, тормозных шлангов;
- диагностика неисправностей двигателя;
- снятие/установка/ремонт двигателя, коробки передач;
- развал-схождение колес автомобиля;
- замена технических жидкостей в автомобиле.
В зависимости от специализации самой СТО автомеханик может работать с легковыми или грузовыми машинами. Принципы ремонта легковых и грузовых машин одинаковы, но у каждой категории авто есть свои нюансы и тонкости.
Как стать, нужно ли какое-то образование
В моем случае обошлось без каких-либо «корочек». Меня прикрепили учеником к опытному слесарю и выдали набор инструментов (в дальнейшем мне нужно было выплатить его стоимость).
Мне объяснили порядок снятия и установки самых распространенных частей подвески:
- передней и задней стойки;
- опоры и втулки стабилизатора;
- шаровой опоры;
- ступичных подшипников и передних и задних колес.
И технологию перепрессовки сайлентблоков рычагов подвески. Уже на следующий день я мог выполнять элементарные работы самостоятельно и уже получил машину в ремонт.
В течение недели я еще обращался к моему наставнику по возникающим вопросам, но практически работал уже сам.
Через год я мог выполнить ремонт практически любой сложности, в том числе развал-схождение колес, возился с коробкой передач. В дальнейшем освоил замену ремней ГРМ, диагностику и ремонт двигателя.
Один товарищ из нашего автосервиса смог продвинуться дальше нас. Он смог устроиться в дилерский автосервис, где обслуживалось несколько марок автомобилей Ford, Mazda, BMW.
Он рассказывал, что ему помогло профильное образование: оконченное училище по специальности «Автослесарь». Плюс свою роль сыграл большой практический опыт в ремонте.
Спустя год он зарабатывал уже в 2-3 раза больше нас, причем получал полностью белую зарплату на карту. В комплекте шел соцпакет с отпускными и оплачиваемыми больничными.
Подытожу:
- В обычном частном автосервисе можно работать без образования — хватило бы мозгов разобраться, что к чему.
- Для работы в СТО при дилерском центре образование по специальности нужно.
В дальнейшем при желании и наработав опыт, можно дорасти до старшего мастера смены и даже до директора СТО.
Состояние дел в этой профессии, востребован ли на рынке труда
Чтобы оценить перспективы профессии, мне даже не нужно искать статистику по количеству проданных машин — достаточно посмотреть во двор вечером. Там не найдется ни одного свободного клочка земли, чтобы запарковать авто, и с каждым годом машин становится больше.
Есть и еще один момент. Несмотря на рост количества автосервисов и СТО, не так легко найти место, где твою любимую машину обслужат быстро, честно и недорого.
Моему другу пришлось объехать много сервисов, прежде чем он нашел тот, где качественно и недорого поменяют цепь ГРМ на его машине. В некоторых местах цена на эту услугу была в два-три раза выше.
Активные сезоны для ремонтов и обслуживания авто — весна и осень. Затишье в работе наблюдается после Нового года, после праздников и в середине лета.
Профессия будет пользоваться спросом, пока люди ездят на автомобилях. Грамотный, опытный автомеханик всегда будет востребован на рынке труда.
Сколько получают в МСК, Питере и других регионах
Оплата труда автомеханика чаще всего бывает двух видов:
- Процент от полной стоимости работ — от 30 % до 50 % в зависимости от договоренности с сервисом. Например: Вся работа по ремонту стоила 10 000 рублей. Автомеханик получит 5000 на руки, если работает 50 на 50 с сервисом.
- Плата за нормо-час. На каждую работу заранее известна норма требуемого времени, стоимость нормо-часа фиксированная. Например: все работы по нормативу в сумме должны занять 5 часов. При стоимости нормо-часа 1200 рублей получается, что клиент заплатит 6000 рублей. Механику начисляют зарплату, например, 300 рублей за каждый нормо-час.
Москва (данные с hh.ru, ноябрь 2020 года).
Санкт-Петербург (данные с hh.ru, ноябрь 2020 года).
Екатеринбург (данные с hh.ru, ноябрь 2020 года).
Иркутск (данные с hh.ru, ноябрь 2020 года).
Владивосток (данные с hh.ru, ноябрь 2020 года).
«Вилка по России — от 40 до 150 тысяч (традиционно лидирует Москва). В среднем же 60-80 тысяч — по нынешним временам внушительно.
Как вы считаете, какие перспективы у этой профессии?