Проработав более 20 лет учителем, я стала ощущать себя лошадью, на которой пашут-пашут, над которой кнутом машут, проклятиями осыпают, а воды и еды дают по минимуму.
Это ощущение усиливалось проблемными отношениями с деспотичным директором. Четыре месяца назад, в середине учебного года, я сказала себе — если не уйдешь, помрешь, не дотянув даже до выслуги лет, вон уже сердечко стало пошаливать.
История от моей читательницы Людмилы.
Как я попала в эту профессию
Вот так я резко изменила весь свой привычный изо дня в день «полет» — школа-дом, дом-школа. С этого момента моя жизнь перевернулась настолько, что, заикнись мне кто-нибудь год назад, — рассмеялась бы в лицо.
Ушла я практически в никуда, решив раскрутить маленький бизнес. Однако через неделю получила неожиданное приглашение — стать директором краеведческого музея.
Сказать «да» или «нет» я должна была уже на следующее утро, так что весь вечер и часть ночи у меня мозг работал в авральном режиме, как атомная электростанция, просчитывая варианты.
Продолжить разрабатывать свой бизнес (а я уже магазинчик крохотный арендовала) или рискнуть — и стать хранителем истории (а я на истории помешана).
Советовалась с родителями, сестрой, сыном — все сказали свое категорическое «В музей!» А мне и самой хотелось, честно-честно, и я же думала — магазин не будет помехой, потихоньку буду продвигать свое дело.
Типичный рабочий день
Как видите, я выбрала второе и получила в свои руки полностью разваленное хозяйство небольшого провинциального музея.
Мои планы «провожу 5 экскурсий в неделю, а все остальное время пью чай и занимаюсь подработкой — тем же бизнесом, а также написанием курсовых и дипломных работ, репетиторством» рухнули, столкнувшись с реальным миром.
Бизнес пришлось свернуть, так и не развернув его до конца — ввели режим самоизоляции. Мне посчастливилось избежать участи многих мелких предпринимателей, так как мой магазин умер бы, не успев родиться.
И времени свободного у меня крайне мало — как и прежде в школе, я пашу, однако ощущения от работы непередаваемые — я каждый день с удовольствием открываю дверь моего музея!
Что я делаю каждый день? Это работа с Госкаталогом — нужно внести все экспонаты музея в специальный онлайн-реестр, для этого их нужно сфотографировать (а экспонатов около 10 000!).
Это работа с населением — ко мне идут люди, предлагая старые вещи. Сейчас готовлюсь принять огромный личный архив одного известного человека, родственники которого после его смерти решили передать все в музей.
Экскурсий пока не было — мне помог карантин. Помог в том плане, что я смогла спокойно втянуться в работу, воссоздавая экспозиции после глобальной реконструкции здания, устраняя разрушения, оставленные бывшим директором, восстанавливая утраченные документы, знакомясь с экспонатами и их историей, обучаясь работе с документами.
Отдел культуры местной администрации вовсю меня нагружает — то приготовить положение к конкурсу, то принять участие в мероприятии.
Но и это не портит мне настроение — после школы мне любая работа не страшна, мне все по плечу!
Тем более что меня считают ценным кадром — я, как универсальный солдат, умею все: положение приготовить — нет проблем, видео создать — да легко, запустить и проконтролировать очередную акцию — сделано, раскрутить группу в соцсетях — а уже раскручена!
Я сейчас готовлю лекции по обновленным экспозициям — подбираю и изучаю материал, расставляю экспонаты в новые витрины, вношу свежепоступившие предметы в регистрационные книги, обновляю материал для планшетов на стенах.
Попутно создала и запустила сайт музея и группу в социальных сетях. Здесь я каждый день публикую материалы из истории нашего края, из историй экспонатов музея, и с огромным удовольствием принимаю отклики людей!
Почему продолжаю работать
Во-первых, мне нравится, что меня ценят. Музей был на последнем месте в республике, и начальница, принимая меня, сказала — беру потому, что знаю тебя и верю: сможешь вытащить нас с позорного последнего места.
Во-вторых, эту работу оценит тот, кто любит историю. Когда я впервые оказалась не на экскурсии, а за кулисами музея, у меня дух захватывало (и по-прежнему захватывает) от того, что я держу в руках раритеты трехсотлетней давности.
Здесь по-настоящему интересно, ведь каждый день несет что-нибудь новенькое.
Да, здесь гигантская работа с документацией, редко-редко меня не теребят с каким-нибудь отчетом, да, иногда я задыхаюсь от постоянных проверок — то Национальный музей что-нибудь требует, то огнетушители до сих пор не повешены, то бригада пришла вешать новые планшеты, то витрины привезли, то «срочно вытащите баннеры с героями Советского Союза из подвала, там влажно стало!»
Да, иногда на меня попутно вешают дополнительную работу, что-нибудь в помощь Отделу культуры — но за нее мне искренне благодарны, и взамен я тоже получаю бонусы.
Из-за карантина в этом году я избежала многой работы:
У нас пока нет выездных выставок (а ведь приходится ездить со своими экспонатами в другие регионы и жить там неделями).
Отменили сабантуй (праздник окончания сева), на который я тоже должна была тащить в поле свои экспонаты, располагать их в юрте, а попутно угощать людей чаем из самовара.
Пока нет посетителей — летом в основном это дети из пришкольных лагерей, а они пока не открылись.
Есть ли льготы и другие бенефиты
Один из плюсов — работа находится буквально возле дома, так что на проезд я вообще не трачусь, 3 минуты прогулки по цветущему полю — и я в музее.
Это новенькое чистое здание, с шикарной отделкой, с красивой музейной мебелью.
Если меня вызывают в субботу или в воскресенье (приехал высокий гость, который хочет ознакомиться с историей района), то я получаю отгулы. Если мне нужно уйти по своим делам — меня отпускают без проблем.
Самый важный для меня бонус — это то, что нет такого строгого, до минуты, соблюдения режима работы, как в школе.
Раньше, если автобус опаздывал, а такси вовремя не приезжало, возле кабинета меня ожидали радостно галдящая куча детей, злобный взгляд завуча и выговор от директора.
Первое время в музей я бежала, не чуя ног — выработанный десятилетиями рефлекс, как у собаки Павлова, ежеминутно вгонял в панику: вдруг опоздаю?
Теперь же я могу прийти позже, уйти на обед раньше или работать без обеда, а потом завершить свой рабочий день досрочно.
Для меня это очень важно — быть хозяйкой своего времени.
Если ты выполняешь свою работу вовремя или с забегом вперед, если ты постепенно исправляешь то, что было разрушено до тебя, а попутно помогаешь и другим, то почему нужно сидеть «от звонка до звонка»?
Работаю я недавно, так что отпуск будет нескоро. Планирую взять неделю в октябре — тогда уже исполнится полгода с начала трудовой деятельности в музее, а остальную часть перекину на следующее лето.
В отпуск можно уйти без проблем, главное, подгадать, чтобы крупных праздников или памятных дат на этот период не выпало (День Победы, 22 июня и т. д.), иначе и в отпуске придется к ним готовиться.
Если заболеешь, больничный брать необязательно. Например, сходить к врачу, на укол или посетить стоматолога можно, отпросившись у начальницы (что на прежней работе было практически неосуществимо, мы и про больничный-то сказать завучу долго с духом собирались, чтобы не упасть в обморок от мощного «гав-гав» в ответ).
Зарплата и перспективы карьерного роста
В школе я получала 30 000 — это была оплата за две ставки, и работать приходилось на износ. В музее зарплата у меня меньше — 24 000, и для меня это мало.
Подобных вакансий в своем регионе не нашла, а в других, оказывается, платят еще меньше.
Тут совсем грустно на зарплату смотреть.
При этом требуется высшее профессиональное, да еще и со стажем работы. Я бы им точно не подошла со своими двумя педагогическими…
Однако до начала августа музеи у нас передают от сельских советов в ведомство Отдела культуры, и вот тут ожидают бонусы в виде стимулирующих надбавок.
Надбавки будут неплохие — больше зарплаты, если хорошо поработал. Кто-то скажет, что это тоже мало, но у нас в глубинке и такой доход считается отличным.
Я на хорошем счету, начальница мной довольна («Я рада, что не ошиблась в выборе, вижу, как работаешь, вижу, какая отдача, так что и зарплата будет хорошей»), и в перспективе меня ждут неплохие заработки.
Карьерного роста не предвидится, но куда мне стремиться — я и так уже директор, пусть у меня всего один подчиненный (смотритель и техничка в одном лице).
На работе отношение человеческое, на совещаниях Отдела культуры, куда приглашают директоров Домов культуры, музеев, библиотек, парков, детских школ искусств, обязательно спрашивают моего мнения в каком-либо вопросе, просят подсказки, помощи.
Вместе с бывшим моим начальником я теперь сижу на районных собраниях директоров учреждений.
Понравилось бы вам работать директором музея так, как это нравится мне?