Почетное звание или тяжкий крест: чем занимается учитель в сельской школе и сколько платят

С чем у вас ассоциируется май? С первой зеленью? С цветущими садами? А может, садово-огородными работами?

А для меня этот месяц — время последней четверти, последний звонок, слезы прощания и мысль: «Как жаль расставаться. Это самый замечательный выпуск нашей школы».

Хотя ровно год назад думалось точно так же.

Эту историю прислала моя подписчица Людмила Д.

Как я попала в эту профессию

Как вы догадались, я учитель. Выбор профессии не был случайным. Моя мама — педагог. Кажется, вместе с непроверенными тетрадями, планами, конспектами она приносила маленький кусочек школы домой.

Иногда я вместе с ней проверяла тетради и мечтала, что когда-нибудь и сама буду так проверять работы своих учеников. А еще я очень любила читать.

Вот представьте, есть ли в какой-то другой профессии возможность читать любимые книги? Если только у библиотекарей…

В университет поступила по собеседованию как медалистка, без вступительных экзаменов, а через 5 лет получила долгожданный диплом и вернулась работать в свою школу.

На рабочем месте

Типичный рабочий день

Рабочий день для меня начинается в 8.00. Путь от дома до школы занимает меньше 5 минут. Повезло: живу через дорогу от школы.

В мои обязанности входит:

  • проведение уроков, внеклассных занятий, классных часов;
  • дежурство по школе, в столовой;
  • консультации, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;
  • заполнение журналов, составление отчетов;
  • репетиции к мероприятиям, работа с родителями;
  • участие в заседаниях педсовета, методических объединений.

В течение дня я провожу 4–6 уроков. Количество зависит от нагрузки. В этом году у меня 19 часов в неделю, поэтому в расписании 3–6 уроков.

Иногда между ними бывает свободное время, которое среди учителей называется «окно». В это время можно проверить тетради, заполнить журналы, разобраться с отчетами или просто отдохнуть.

Внеклассное мероприятие по творчеству М.Ю. Лермонтова

Дежурить по школе и в столовой приходится один раз в неделю. Во время дежурства нужно следить за порядком на одном из этажей.

Так как я работаю в малокомплектной сельской школе, то, скажу честно, дежурство не доставляет особых трудностей.

В этом году выпускной класс у моей коллеги, поэтому консультации по подготовке к ОГЭ я не провожу. Иногда после уроков занимаюсь с учениками, которые плохо усвоили материал на уроке, но таких у нас мало.

Репетиции к внеклассным мероприятиям, работа с родителями, педсоветы и заседания методических объединений бывают не каждый день, поэтому чаще всего освобождаюсь раньше 15.00.

Почему продолжаю работать

Но после прихода домой работа не заканчивается. Вечерами приходится готовиться к урокам, родительским собраниям, создавать презентации, писать технологические карты, работать над проектами и т. д.

Быть учителем — это не тот случай, когда работу оставляют на работе. Как когда-то моя мама, теперь и я приношу домой кусочек школы.

Для меня работа — это не только возможность заниматься любимым делом, общаться с детьми и «сеять разумное, доброе, вечное». В том, почему я продолжаю работать, немаловажную роль играют и такие факторы:

  • стабильный заработок;
  • близость к дому;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • социальные выплаты на коммунальные услуги;
  • льготная пенсия.

Школа — единственное место, где я могу заработать, так как живу в небольшом селе, здесь нет предприятий и организаций, куда можно было бы устроиться на работу. Деньги получаем 2 раза в месяц: сначала аванс, затем зарплату.

Как я уже сказала выше, на дорогу до работы я трачу 5 минут. Это тоже большой плюс. Летом у педагога есть возможность отдохнуть 56 календарных дней. Такому отпуску все завидуют белой завистью.

Есть ли льготы и другие бенефиты

Есть и другие плюсы в этой профессии. На оплату ЖКХ ежемесячно мне перечисляют на карту 1601 рубль, то есть эти деньги идут на оплату электроэнергии и газа.

До 1 июля 2019 года соцзащита перечисляла деньги напрямую поставщикам услуг. Пользовались мы этой льготой только во время отопительного сезона, то есть с октября по апрель.

Кроме этой социальной выплаты, для учителей предусмотрена пенсия по выслуге лет. Те педагоги, кто начал свою педагогическую деятельность раньше, уже пользуются этой льготой.

То есть если учитель работал на полную ставку, а это 18 часов в неделю, имел непрерывный стаж в 25 лет, то ему начисляли пенсию.

Такой возможности у меня не будет, так как по новой пенсионной системе с 2026 года учитель в возрасте 50 лет, имеющий 25-летний стаж, сможет оформить и получить выплаты только через 5 лет, то есть в 55-летнем возрасте.

Сколько платят, от чего зависит зарплата

Для сельской местности, где нет рабочих мест, я получаю неплохую зарплату, в районе 20 тысяч. Почему не называю точную цифру? Потому что каждый месяц она разная.

Заработная плата учителя складывается из нескольких частей:

  1. Базовой части. Здесь учитывается образование учителя, часовая нагрузка, квалификационная категория, классное руководство, проверка тетрадей и тд.
  2. Стимулирующей части. Она учитывает успехи и высокие достижения обучающихся на различных олимпиадах, конкурсах, участие самого учителя в профессиональных конкурсах, проведение уроков с использованием ИКТ, ведение персонального сайта, повышение профессионального мастерства, проведение открытых уроков и мастер-классов и т. д.

Базовая часть учителя высчитывается в начале учебного года в тарификации. А стимулирующая у нас каждый месяц считается комиссией.

Таким образом, по тарификации я получаю 16 тысяч (это всего на 4 тысячи больше технического работника школы, хотя у меня высшее образование, стаж работы 20 лет, первая квалификационная категория), плюс стимулирующие от 6–8 тысяч рублей — получается 22–24 тысячи рублей в месяц.

Конечно, можно заработать больше, если повысить категорию или брать большее количество часов.

На категорию нужно сдать экзамены по преподаваемому предмету, по педагогике и психологии и по ИКТ, собрать портфолио с результатами работы за 5 лет и набрать по нему нужное количество баллов, что порой для учителей из малокомплектных школ весьма проблематично.

Есть ли возможность для карьерного роста? Скорее нет, чем да. Учитель может дорасти до завуча или директора.

По штатному расписанию в нашей школе полставки завуча по УВР, полставки завуча по ВР и ставка директора. Вакансии заняты, а для села ротация кадров редкость.

Вот такая жизнь у сельского учителя. Кто-то сразу решит, что не отказался бы от такой судьбы, а кто-то подумает: «Что-то недоговаривает автор, идеализирует все». Возможно, и так.

Нам приходится быть волонтерами, членами участковой избирательной комиссии, агитаторами, массовиками-затейниками, дежурить в школе в праздничные дни, работать, когда вся страна отдыхает, на пришкольном участке, слушать упреки, что получаем огромное стимулирование, кого-то недостаточно хорошо подготовили к экзаменам.

Но за окном май, и думать о плохом совсем не хочется.

А как вы считаете — легко ли быть учителем на селе, стоит ли его работа тех денег, которые он получает?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector