Выезжала на съемки в 6 утра, научилась ездить на лошади и стрелять из лука: как я устроилась ведущей спортивных программ, ничего не зная о спорте

Так уж получилось, что спорта в моем детстве не было. В секции не ходила, по телевизору Олимпиады не смотрела. Я с 16 лет мечтала о журналистике. Если точнее, хотелось вещать из радиоприемников.

Но чтобы связать свою жизнь со спортивной журналистикой, не зная азов спортивного мира? Такой поворот был кардинальным, однако вполне реалистичным.

Историей поделилась моя подписчица Татьяна.

Как я попала в эту профессию

Родителям, впрочем, такая перспектива пришлась не по душе. И после окончания школы передо мной открыл двери медицинский факультет. А душа требовала творчества.

Пока обучение лечебному делу медленно текло своим чередом, я не сдавалась. Играла в университетском КВНе, блистала вокальными номерами (кстати, голос и слух были от природы) и так далее.

С медициной все же было покончено — с 4 курса перевелась на факультет естественных наук. Получила диплом биолога и уже собралась было устраиваться учителем в школу.

В этот момент в моей жизни раздался телефонный звонок. Знакомая сообщила, что на местном телеканале есть вакансия — срочно нужен спортивный корреспондент.

Да еще и с функциями ведущей целой программы. Как я бежала на собеседование — зрелище еще то.

Съемка программы

Уточню, что из всего спорта тогда я знала лишь о футболе на уровне «отличаю Месси от Роналду».

За два месяца стажировки я выучила фамилии местных футболистов и успешно различала их, разобралась в волейбольных правилах, разобралась в тонкостях карате и его отличиях от тхэквондо. И в написании этих названий тоже.

В общем, погрузилась в специальность с головой. После официального трудоустройства прошла курсы ораторского искусства. Спустя еще два месяца работы заняла долгожданное место в телестудии.

Типичный рабочий день

Обычный день спортивного корреспондента — это не про стабильность. В нашей работе график «на бумаге» — с 9:00 до 18:00. В реалиях трудовой распорядок всегда плавающий.

Например, я могу выехать на съемку в 6 утра, отработать на выезде и сдать материал в эфир. Это основная обязанность корреспондента. Новости и программа моей спортивной редакции начинаются в 20:30. Обычно к этому времени я уже дома.

Из приятного — много нового опыта. Пример на фото ниже: и работу выполнила, и лошадью управлять научилась.

Штатные, но исключительные ситуации — футбольные матчи. Чаще всего они начинаются после 8 вечера, а заканчиваются ближе к полуночи. В эфир, конечно, футбольные обзоры пускают лишь на следующий день.

Типичный день корреспондента отрабатывается по классической схеме:

  • съемка: сбор информации, интервью с респондентами и видеоряд с места событий (за это отвечает оператор);
  • просмотр отснятого и написание текста;
  • проверка редактором;
  • монтаж сюжета.

Перед выездом на соревнования, турниры и матчи я предварительно знакомлюсь с планом и сутью этого мероприятия. Сама съемка в зависимости от темы может занимать от часа до 10. А обработка материала и сопутствующие процессы — максимум два часа.

Бывает и так, что видео для спортивных влогов присылают сами спортсмены. Например, с международных соревнований за рубежом. Тогда из моей работы выпадает первый пункт, но остаются все остальные.

Дело ведущей — разговор отдельный. Эта работа начинается за пределами студии и включает написание дикторского текста (чаще именно я пишу сценарии будущей спортивной программы), обязательный грим и парикмахерские процедуры.

И только потом — работа в кадре. Наглядный пример на фото.

Почему продолжаю работать

За два года в спортивной журналистике я ни разу не пожалела о своем выборе: расширила кругозор, опробовала некоторые виды на себе. К примеру, овладела конной выездкой, стреляю из лука почти как профи, еще немного — и стану спортивным Робином Гудом.

Ежедневный разбор правил, техник, тактик, особенностей каждого вида и отдельных атлетов — один из плюсов моей специальности.

Второе преимущество — новые знакомства. Спортивная среда тоже полна звезд. Некоторые известны на региональном уровне, но встречаются и люди мировой значимости.

Большая гордость — взять интервью у одного из футбольных кумиров. И не просто задать один вопрос, а отработать два часа в кадре.

Из глобальных личных минусов: ненормированный рабочий день. Из-за этого сложно строить планы. Нередко, выходя на работу, я не знаю, во сколько вернусь. Личные встречи часто срываются.

За два года я так и не привыкла к неожиданным поворотам, поэтому просто не планирую наперед.

В гримерке

Дикторы с идеальным макияжем и прической — то еще испытание. Час в студии выливается в дополнительный уход за кожей и волосами. Отдельное внимание подбору нарядов.

На нашем канале за это отвечает сам ведущий. В чем попало в эфир не выпустят, поэтому затраты на «спецодежду» гарантированы.

Пандемия сказалась и на моей работе. Во время карантина все спортивные мероприятия поставили на паузу. Чтобы отсутствие прямого заработка не ударило по карману, мой отдел перевели в новости — без работы сидеть не пришлось.

Льготы и преимущества

Так как я отношусь к работникам бюджетной сферы (канал государственный), соцпакет и отчисления в Пенсионный фонд обязательны.

Если съемка заканчивается поздно, меня обязательно отвозят домой на служебной машине. Для командировок в близлежащие населенные пункты тоже предусмотрен транспорт.

И во время пандемии о нас позаботились. На работу привозили и отвозили домой только на служебных машинах. Выдали индивидуальные средства защиты (маски, перчатки, санитайзеры).

Отпуск и его оплата — по Трудовому кодексу. Больничный оплачивается в зависимости от стажа. В общем, все нормы государственного учреждения у нас работают.

Зарплата и перспективы карьерного роста

Стажировка у нас не оплачивается. Первое время, уже после официального трудоустройства, я получала «голую» ставку — примерно 15 000 рублей в месяц.

Спустя полгода постоянной занятости я вышла на зарплату 25 000 рублей. Для бюджетной сферы нашего региона это выше среднего показателя.

Так как мы работаем по гонорарной системе, то эти цифры могут быть непостоянными. Сам гонорар начисляется по усмотрению начальства и по выработке часов.

На сегодняшний день мой заработок варьируется в пределах 30–35 тысяч. Это с учетом половины ставки за дикторскую работу.

Сравнить с предложениями на бирже сложно, так как поиски конкретно спортивного корреспондента — дело редкое. Но запросы на рядовых журналистов выдают вот такие суммы по Москве (данные с биржи вакансий hh.ru).

Для корреспондента совмещать основную и дикторскую работу — это уже повышение. В нашей иерархии следующая ступень — руководитель спортивной редакции.

Особенности этой должности — нормированный рабочий день, да и зарплата намного выше.

Есть перспектива руководить сразу несколькими редакциями. Но тут ответственность больше, а обзор тематик — гораздо шире.

Подняться выше — шаг волнующий, но покидать сцену ради закулисной работы пока не хочется. Если молодость — это пора экспериментов, почему бы сейчас не насладиться ею сполна?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector